Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

История Барселоны

ГАМИЛЬКАР БАРКА

(ум. зимой 229-228 до н.э.), карфагенский военачальник и государственный деятель, отец Ганнибала. Во время 1-й Пунической войны Гамилькар командовал войсками, воевавшими с римлянами на Сицилии в 246-241 до н.э. Его действия здесь были настолько успешными, что перелом в войне наступил лишь после побед, одержанных римлянами на море. Новые военные корабли позволили римлянам выиграть войну: они захватили господство на море и отрезали карфагенские войска на Сицилии от метрополии. Гамилькару, которого уполномочили вести мирные переговоры, удалось в 241 до н.э. достичь приемлемых условий капитуляции. Поражение карфагенян бросило тень на его репутацию, но вскоре ему довелось отличиться в войне против взбунтовавшихся наемников, которых карфагеняне использовали против римлян. После завершения этой войны в 237 до н.э. Гамилькар был послан в Испанию. С ним и с т.н. "кликой Барки" римские историки обычно связывали дерзкую хозяйственную и административную политику, эксплуатацию сельского хозяйства Испании и в особенности ее минеральных ресурсов, что якобы и привело к осложнению отношений Карфагена с Римом. Противоположный курс, представленный в первую очередь Ганноном Великим, предполагал завоевание североафриканских земель и их возделывание, а также поиски мира в Средиземноморье. Хотя Гамилькар был крайне враждебен Риму и легенда о том, что он заставил Ганнибала, когда тому было 9 лет, поклясться, что сохранит ненависть к Риму на всю жизнь, может быть правдой. Расхожее мнение, что он отправился в Испанию без санкции правительства и с самого начала стремился отомстить римлянам за поражение в 1-й Пунической войне, вероятно, не соответствует истине. Возможно, это был сознательный домысел, порожденный желанием римлян возложить на Карфаген ответственность за войну, которая началась позднее (Ганнибалова, или 2-я Пуническая война, 218-201 до н.э.). Хотя и до прихода Гамилькара у карфагенян было несколько торговых факторий и колоний на испанском побережье, нет сведений о том, чтобы они владели большими территориями в глубинных районах. Из Гадеса (совр. Кадис), самой значительной колонии, Гамилькар двинулся в глубь полуострова, и вместе с зятем Гасдрубалом им удалось завоевать обширную территорию на юге и востоке Испании, откуда в Карфаген поступали серебро и другие металлы, а также воины. Когда Гамилькар погиб, утонув при переправе через реку, его дело продолжил Гасдрубал (до своей гибели в 221 до н.э.). Затем командующим был назначен сын Гамилькара - Ганнибал.
История Барселоны

История Барселоны началась в те времена, когда легендарный карфагенянин Гаминкал Барко - отец Ганнибала, основал у подножья холма Манжуик поселение. Местные жители окрестили свою деревню в честь него - Барсино. Это был типичный для того времени военный лагерь, что-то наподобие привалочного пункта.

Ни удачным расположением, ни какими-либо другими достоинствами деревенька похвастаться не могла. И когда в I веке до н.э. на Иберийский полуостров вторглись римские легионы, Барсино была завоевана скорее для порядка, чем по необходимости. Шесть веков Великая Римская империя хозяйничала на испанских землях. Победители утвердили здесь свой язык, культуру, религию, законы. Что же касается Барсино, то для маленького поселения римляне сделали поистине великий подарок. Деревенька превратилась в город. По всему периметру его окружала могучая крепостная стена, а улицы были проложены крест накрест, таким образом, что инфраструктура города напоминала шахматную доску. На протяжении многих веков город разрушался и перестраивался, расширялись его пределы, но заведенный римлянами порядок улиц сохранился до наших дней. И сегодня довольно часто Барселону называют городом-шахматная доска, в котором невозможно заблудиться.

Однако вернемся в глубь веков. В те времена, когда Великая Римская империя начала приходить в упадок, на Иберийский полуостров вторглись вестготы. Новые хозяева первыми оценили творение римлян - лаконичный Барсино. Они переименовали город в Барсинова и определили его столицей оккупированных территорий. Со временем новое название стало звучать мягче и из Барсиновы превратилось в Барселону. Город держал главенствующую позицию всего несколько лет - с 531 по 554 г. Потом столицу перенесли в Толедо, и вкусившая славы Барселона снова стала неприметной скромницей. Положение города ухудшилось с приходом на полуостров мавров. Разгорелась война между христианами и мусульманами. Реки крови проливались за господство веры. Это был страшный спор с именем бога на устах. В противоборстве религий победу одержали арабы(маврами). В 716 г. они захватили Барселону и оставались в ней чуть меньше ста лет. После мусульманского завоевания Иберийского полуострова этой территорией управляли при помощи военных гарнизонов, установленных в местах как Барселона, в Жерона и Лерида. В 778 году Карл Великий вторгся в северо-восточную часть полуострова и завоевал ее при поддержке коренного населения гор, но в 781 году эта территория была снова занята арабами, при этом погиб Роланд, потом прославленный знаменитой песней. В 785 году франки завоевали завоевания Жерону, а в 801 году армия под руководством графа Тулузы Гильома Желонского завоевала Барселону. К 811 году территория, отвоеванная у арабов, стала испанской маркой, составленной графствами, зависимыми от каролингских монархов. Столицей марки и графства был город Барселона.

Изначально правители марки ставились из местной знати (как правило вестготского происхождения), но из-за стремления ее к независимости Каролинги заменили их на графов франкского происхождения. Но несмотря на это зависимость каталонских графов от франкского государства ослабевала. Граф Гифред I Волосатый смог объединить в своих руках большую часть графств. После его смерти в 897 году его владения были разделены между сыновьями, но их ядро, в которое входили графства Барселона, Жерона и Вик, было неделимо, а графы Барселоны имели главенствующее положение в регионе. Вокруг этого ядра в будущем образовалась Каталония.
В течение X века графы Барселоны усилили свою политическую власть. В 985 году Барселона была разграблена хаджибом Кордовского халифата аль-Мансуром (см. Взятие Барселоны (985)). Граф Барселоны Боррель II отправил аббата Сен-Кукуфа Эда за помощью к королю Франции Лотарю в Компьен, но помощи так и не дождался, что дало повод Борелю в 988 году отказался приносить присягу новому королю — Гуго Капету. Каталония фактически стала независимой от Франции.
Преемник Борреля, Рамон Боррель I, был вынужден принять протекторат мусульманского королевства Лерида, правителю которого он платил дань. В начале XI века граф Беренгер Рамон I, управлявший графством под опекой своей матери Эрмезинды, ввел в графстве вестготский кодекс Fuero Uzgo. Его сын, граф Рамон Беренгер I Старый был вынужден бороться против Эрмезинды, которая жила в Жероне. При его правлении правители соседние мусульманских государств платили ему дань. Благодаря удачным браками Рамон Беренгер расширил свои владенрия, получил территории к северу от Пиреней. Сын Рамона от первого брака, Педро Рамон, постоянно ссорился со своей мачехой, Альмодис де Ла Марш. Позже он убил, после чего был изгнан из графства.
После смерти Рамона Беренгера ему наследовали два сына близнеца от второго брака, Беренгер Рамон II и Рамон Беренгер II, разделившие власть в графстве. Но в 1082 году Рамон Беренгер погиб на охоте, в его смерти подозревали брата. В 1096 году Беренгер был обвинен в убийстве брата королем Кастилии и Леона Альфонсо VI, отправившего против него армию. Беренгер был разбит, а графом объявили его племянника (сына убитого брата), Рамона Беренгера III. Сам же Беренгер отправился паломником в Иерусалим, где и умер.
Новый граф благодаря браком смог существенно расширить свои владения. В 1111 году он унаследовал графство Безалу, в 1117 году Сердань. Третий брак с Дульсой Прованской позволило Рамону получить графства Прованс и Жеводан, из-за которых он был вынужден вести спор с графами Тулузы. В 1123 году его сюзеренитет признал граф Ампурьяса. Также граф Рамон стремился расширить свои владения и за счет мусульман. В 1106 годы совместно с графом Урхеля он захватил Балагер. В 1115 году при содействии пизанского флота Рамон захватил Мальорку, но через год потерял ее, поскольку остров был захвачен альморавидами. Также он в разные годы предпринимал неудачные попытки захватить Лериду, Тортосу и Валенсию. В 1114 году армия из Валенсии под командованием ибн аль-Хаджи разорила всю Каталонию до Барселоны, но в следующем году Рамон разбил альморавидов в ущелье Марторалл.
Рамон Беренгер III умер в 1131 году, разделив свои владения между сыновьями. Земли к югу от Пиренеев (графство Барселона) получил Рамон Беренгер IV, а земли к северу от Пиренеев (Прованс) достались Беренгеру Рамону. Новый граф Барселоны обратил все свои силы к захвату владений соседних мусульманских государств. К 1150 году он захватил все земли к северу от Эбро. Во Франции Рамон оказывал поддержку брату, который боролся за Прованс против рода Буа и графа Тулузы.
В 1150 году Рамон Беренгер женился на наследнице королевства Арагон, Петрониллой, что положило начало объединению Барселоны с Арагоном. Рамон Беренгер IV умер в 1162 году. Испанские земли (кроме Сердани) получил старший сын Альфонс II, стал первым каталоно-арагонским королем. Его правление считается золотым веком Барселоны. Во владения королевства входят Сицилия, Корсика, Сардиния, Неаполь, Руссийон и на какое-то время даже Греция. Барселона XIII века была крупнейшим городом Иберийского полуострова. Французские владения и графство Сердань достались младшему сыну, Педро.
11 мая 1258 года договором в Корбеле между королем Франции Людовиком IX Святым и королем Арагона и графом Барселоны Хайме I Завоевателем была подтверждена независимость Барселоны от Франции. Короли Арагона носили титул графов Барселоны до объединения Арагонского королевства с Кастилией в королевство Испания.
Титул графа Барселоны носил отец нынешнего короля Испании Хуана Карлоса I — Хуан де Бурбон.

В XV веке территория графства расширяется еще больше благодаря женитьбе Фердинанда II на Изабелле Кастильской. Но не только приличное приданое в виде богатых земель осталось в истории от этого союза. Именно благодаря Изабелле Кастильской Колумб открыл Америку. Малоизвестный авантюрист и мечтатель Кристофор Колумб прибыл в Барселону, уповая лишь на чудо. И это чудо свершилось. Колумбу каким-то непостижимым образом удалось добиться аудиенции у королевы Изабеллы. Какими словами увещевал романтик венценосную особу, что обещал? Остается тайной за семью печатями. Но королева не прогнала романтика, а, напротив, всячески способствовала его замыслу и даже частично субсидировала дерзкое путешествие. Таким образом, женское чутье избранницы Фердинанда II прославило Барселону на весь мир.

Но уже в XVI веке триумф Барселоны, достигнув апогея, стал постепенно сходить на нет. И причиной тому был рост благосостояния других испанских городов. Поднимал голову Мадрид.

Чаша весов явно перетягивала на сторону окрепшего новичка. В довершении ко всему королевское семейство решило перебраться из старой доброй Барселоны в крепнущий Мадрид, тем самым подчеркнув значимость последнего. В 1561 году столицей королевства стал Мадрид. Это ли задело каталонцев, надеявшихся, что столица их графства станет первым городом государства, или были какие-то иные причины, но в итоге Барселона объявила себя союзницей Франции. Последствия не заставили себя ждать. В 1652 году она была захвачена и разрушена мадридскими войсками. Не прошло и 30 лет, как Барселона подверглась следующему нападению. Однако каталонцы не унимались. Заключив в 1705-м союз с Англией и Генуей, Каталония начала войну против Мадрида. Закончилось это печально. Союзники куда-то исчезли, и мадридские войска беспрепятственно осадили Барселону. 13 долгих месяцев длилась осада. После заключения мира город стоял в руинах, а оставшиеся в живых жители больше походили на призраков. Однако с тех пор 11 сентября 1714 года считается в Каталонии праздником. Филип V отменил традиционные каталонские привилегии, и Барселона стала простым провинциальным городом, оскорбленным постоянным присутствием армии. Но, поражение заставило людей Барселоны повернуться к созданию богатства снова, начиная новые отрасли промышленности, основанные на прямой торговле с Америкой. Поэтому в конце 18-ого столетия начался бурный экономический рост города. Быстрое экономическое расширение Каталонии было остановлено внезапно Наполеоновскими войнами начала 19-ого столетия. Военные годы и эпидемия лихорадки в 1821, заставили Барселонский муниципалитет публично объявить, что они сомневаются, оправится ли город когда-либо от этого. Однако к 1836 году Барселона полностью восстановилась и активно развивала новые отрасли промышленности. А в 1848 первая железная дорога Испании была построена между Барселоной и Matary. В 19 веке Каталония развивалась быстро, Барселона изменилась, произошло возрождение каталонской культуры, литературы, театра. А в 1888 Всемирная Ярмарка стала толчком для дальнейшего развития города. Во время гражданской войны в Испании Каталония боролась с Франко, но ей удалось недолгое время оставаться свободной. В 1939 году она оказалась под контролем франкистов, последовала волна репрессий, в частности, в школах запретили преподавание на каталонском языке. Смерть Франко в 1975 году открыла путь к демократии. В Испании была принята новая демократическая конституция, Каталонии была дана региональная автономия. В 1980 году было избрано первое каталонское правительство. В 1992 году Барселона была хозяйкой Олимпийских игр, в связи с этим столь значимым событием город преобразился, были построены многие спортивные сооружения.придал городу новый импульс развития и явился своеобразным доказательством того, что городу удалось вернуть себе былую славу и достоинство. По новому генеральному плану "Проект Барселона - 92" были восстановлены пришедшие в запустение центральные кварталы, благоустроены периферийные районы и проведено много других ремонтно-восстановительных работ.

Даже недолгое пребывание в столице Каталонии наполняет путешественника радостью от созерцания памятников, которыми современная Барселона богата больше, чем средневековая. Тот, кто остается здесь надолго, кроме того, пытается вникнуть в каталонский характер и с изумлением обнаруживает знаменитое каталонское упрямство не только в жителях, но и в самом городе. Барселона, безусловно, самый космополитичный и самый активный в экономическом плане город Испании. Ее население трудно упрекнуть в консерватизме, более того, здесь следят за достижениями культуры и техники, стараясь не только не отставать, но и быть первыми в каждой сфере мирового прогресса. Здоровое тщеславие местных особенно заметно в архитектуре, где наглядно и с полной откровенностью выражена идея исключительности всего, что связано с Каталонией.

Первым удивляет метро, наделенное, как многие местные явления, идеей незаурядности, зачастую противоречащей здравому смыслу. Сначала неискушенный пассажир застывает у турникета, не видя прорези на его правой стороне, затем догадывается посмотреть налево и находит его там, где устройство было бы удобнее для левши. Такая же ситуация наблюдается на платформах: в Барселоне поезда ходят не так, как в других городах, справа налево, а наоборот, и к тому же со станции можно уехать только в одном направлении. Ошибка стоит человеку времени и денег, поскольку, разыскав нужную ветку, он должен подумать и о направлении. В ином случае придется выходить на поверхность, разыскивать другой вход и, вновь заплатив, спускаться вниз, проклиная местный народ за пристрастие к оригинальности.



Современная Барселона

Не зная о традиционном каталонском высокомерии, трудно понять систему организации пригородных поездов. Вагоны электричек ничем не отличаются от вагонов метро и, если не ориентироваться в надписях, конечным пунктом вместо городского района может оказаться какая-нибудь деревня в окрестностях. К местным чудачествам не стоит привыкать или приспосабливаться, лучше помнить, что в Барселоне все не так, как везде, и турист в этом городе всего лишь гость.

Таковым он чувствует себя на шумных улицах, в парках, в арендованной машине и даже на центральных площадях, подобных площади Каталонии, казалось, созданных для приезжих. Почти каждое воскресенье на каждой из них происходит странное действо: в строго установленном, словно предписанном, порядке вырастает башня из людей. Участниками этого спектакля могут стать все, кто способен стоять на ногах, но каталонцы неохотно пускают в свой круг чужаков. Сначала под звуки самодеятельного духового оркестра исполняется каталонский танец: самые крупные мужчины кладут руки на плечи друг другу и, образовав круг, движутся в такт медленной песне. Туристы, особенно из западных стран, пытаются войти в круг, чтобы приобщиться к местному фольклору, но неожиданно наталкиваются на безмолвное и едва заметное противодействие. Тот, кому выпадет удача хотя бы посмотреть на возведение живой пирамиды, непременно отметит контраст во внешности танцоров – рядом с веселыми физиономиями иностранцев лица местных выглядят сосредоточенными и хмурыми. Для каталонцев народная пляска является не развлечением, а своего рода ритуалом, публичной демонстрацией исключительности, в которой уверен каждый житель края.


Целенаправленную борьбу со странностями каталонского характера начали Бурбоны, невольно передавшие эстафету генералу Франко. Не сделав ничего хорошего для страны, диктатор запретил публичное использование каталанского языка «во имя общей гармонии и единства нации». Каково же было удивление каталонцев осенью 1975 года, когда на седьмой день после смерти каудильо сверженный король Хуан Карлос I, последний из династии Бурбонов, обратился к каталонцам на их родном языке. Выразив уважение к местным традициям, монарх заручился поддерживает подданных сразу и, если провести аналогию с Тиберием Гракхом, видимо, навсегда.

Скульптура на крыше барселонского небоскреба

На одной из барселонских улиц недалеко от центра города на столбе вывешен знак «Стоянка запрещена». Каталонцы относятся к нему с почтением даже тогда, когда вблизи нет машин. Для того чтобы законопослушание не осталось незамеченным, на том же столбе чуть пониже висит плакат с надписью «Это не Испания, а Каталония!»… на английском языке.

Кроме такси и метро, по Барселоне можно передвигаться на двухэтажных туристических автобусах. Три длинных маршрута обеспечивают доставку гостей в любую часть города: достаточно найти остановку со значком в виде открытого глаза и сесть в автобус красного, синего или зеленого цвета. Красный и синий маршруты проходят по исторической части, а зеленый – по современным кварталам вдоль побережья. Осматривать столицу Каталонии не воспрещается никому; легче всего это сделать вместе с профессионалом, способным рассказать о местных красотах и посоветовать, чем занять досуг. Не стоит сомневаться, что большинство туристов проводят его в ресторанах, где о Каталонии и каталонцах можно узнать едва ли не больше, чем в музеях.

Имея богатые кулинарные традиции, жители полуострова удивляют крайней воздержанностью в пище, ограничиваясь одной серьезной трапезой в день.

В старину повседневный семейный обед был далек от гастрономических изысков. У богатых горожан он состоял из мясных (или рыбных во время поста) блюд, а бедняки



довольствовались местными овощами, готовя в различных видах бобы, лук, артишоки, оливки. Хозяйки щедро приправляли мясо горьким перцем, чесноком и шафраном, что не всегда по достоинству оценивали приезжие из северных стран. Впрочем, некоторые местные блюда нравились всем, например свинина в горшочках или испанский вариант бланманже, рецепт которого составил и записал Франсиско Мартинес, личный повар короля Филиппа III: тонкие ломтики мяса домашней птицы, тушенные в сладкой смеси молока и рисовой муки.

Раньше в качестве десерта каталонцы чаще выбирали свежие фрукты, сыр, засахаренные яичные желтки, миндальные пирожные. С открытием Америки в Испании появился шоколад, которым лакомились все испанцы, независимо от достатка и положения в обществе. Этот экзотический напиток пили из мелких широких чашек, подавая на завтрак, обед и при всяком удобном случае. В женском кругу была необыкновенно популярна ароматическая глина (исп. bicaro), также завезенная из Нового света.

Детище прекрасной эпохи, уютный ресторан «Виа Венето» почти столетие радует барселонцев великолепным обслуживанием, прекрасным набором вин и, конечно, кухней, воистину средиземноморской, оригинальной, изобретательной, хотя и вполне традиционной для этого края. Хмурой осенью здешние повара обязательно предложат клиентам знаменитые каталонские грибы, которые можно собирать только 10 дней в году, а также такие изысканные блюда, как заяц с трюфелями или куропатка в собственном соку.







Ресторан «Каса Кальвет»

Местная пресса относит ресторан «Каса Кальвет» к десяти лучшим гастрономическим заведениям города. Желая разгадать секрет странной архитектуры, посетители сразу поднимаются на последний этаж, но после многочасового хождения по коридорам, так и не познав тайны Гауди, спускаются вниз, завершая экскурсию уткой с грушами или французским фуа-гра в трюфельном соусе. Повара ресторана на проспекте Грасиа могут сварить, поджарить или запечь все, что обитает в воде. Тем, кого не привлекают морские копытца, моллюски и крабы, здесь предложат знаменитый галисийский суп или себас, приготовленный по рецепту королевы.

Кафе со странным названием «Четыре кота» существует на улице Монтсио в Барселоне с 1895 года. С момента основания оно являлось одним из признанных интеллектуальных центров Европы. В «прекрасную эпоху» сюда стягивался весь авангард каталонского искусства. Судя по летописи заведения, его посещали такие незаурядные личности, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Жоан Миро. Вопреки названию, кафе никак не связано с банальными домашними животными; вполне классическое меню по-прежнему удивляет изысканностью и разнообразием. Однако еще большее впечатление производит бережное отношение к традициям: решаясь на переделки, владельцы стараются сохранить дизайн созданный молодым Пикассо – его первый оплаченный деньгами заказ.

Самым демократичным заведением, где можно и вкусно поесть, и поговорить с соседом за столиком, считается «Саламанкская лодка». Устроенный в Олимпийском порту, ресторан террасами спускается прямо к воде. Здешняя паэлья из риса с морепродуктами слывет лучшей на побережье, о чем свидетельствуют довольные лица знаменитостей, взирающих на едоков с фотографий на каждой стене ресторана.

Крошечный коктейль-бар на улице Таллер, невдалеке от знаменитой Рамбла, был основан около 60 лет назад, но расцвет испытал к началу третьего тысячелетия. Клуб «Палома» недавно отметил столетие, и все эти годы он не терял привлекательности для местного бомонда, находившего здесь просторную площадку для бальных танцев и получавшего удовольствие от звуков живого оркестра.



Здание на улице Таллер

Тенистый бульвар Рамбла изначально рассекал город пополам. Широкий, прямой, как мачта корабля, он располагался у подножия горы Монжуик, откуда началась история города. Начинаясь у берега моря, там, где стоит памятник Христофору Колумбу, он тянулся до площади Сен-Джемс и завершался на улице Сен-Фернандо, словно указывая дорогу к лучшей гостинице Барселоны. Эту улицу по виду и значению можно сравнить с московским Арбатом, Невским проспектом в Санкт-Петербурге или Монмартром в Париже. Однако, в отличие от них, Рамбла создавался именно для прогулок, о чем свидетельствует его оригинальное устройство: по обеим сторонам широкой пешеходной зоны тянутся довольно узкие полосы, отведенные для машин. Побывать в городе и пройти мимо него невозможно, ведь если началом бульвара служит огромная статуя Колумба, то концом – площадь Каталонии, где в 1936 году жители Барселоны одержали победу над фалангистами и где уже полвека не могут справиться с голубями. На Рамбла сосредоточены многие городские достопримечательности, он является местом встреч, ежедневных развлечений и праздничных гуляний. Старики приходят сюда днем, чтобы спокойно посидеть на лавочках тенистой стороны, которые вечером оккупирует молодежь. На закате людской водоворот на Рамбла особенно силен. Именно в это время экскурсоводы советуют туристам не вешать фотоаппараты на шею и напоминают о карманных ворах.


Бульвар Рамбла

Немного в стороне от монумента Колумба находиться церковь Милосердия, посвященная покровительнице города святой Мерседес. В ее честь каждый год проводится грандиозный праздник, вовлекающий в свой круг чуть ли не всех жителей и гостей Барселоны. Карнавальная атмосфера царит на бульваре всегда, но в дни фиесты чувствуется сильнее, чем на других улицах города. Днем и ночью на нем толпятся туристы, фланируют принаряженные горожане, снуют проворные официанты с подносами в руках, выступают бродячие музыканты, актеры, циркачи – современные персонажи средневековой ярмарки.

Арабское слово «рамбла» в переводе означает «высохшее русло». Сегодня уже никто не скажет, была ли на месте бульвара река или его название связано с давно забытой легендой. Первое больше похоже на правду, поскольку трасса устремляется к порту с плавными изгибами, напоминая русло реки, некогда в самом деле огибавшей крепостную стену. Просторный бульвар обсажен платанами и обрамлен зданиями, поражающими как монументальностью, так и чрезвычайно изысканной красотой классических фасадов. Шумная, респектабельная, но в то же время удивительно демократичная Рамбла сияет улыбками прохожих и витринами бутиков, завораживая чудесными ароматами моря, французского парфюма, дорогостоящей еды. Здесь на послеобеденный моцион собираются все представители каталонского общества, от уборщиков до успешных предпринимателей и аристократов. Однако, если уклониться в сторону, то презентабельная декорация сменится мгновенно. Сразу почувствуется тяжелый взгляд пустых оконных глазниц, потянет гнилостным запахом бедняцкого квартала с обшарпанными фасадами домов, мокрыми стенами, захламленными дворами, населенного нищими и преступниками. К сожалению, власти Барселоны пока еще не способны избавиться или хотя бы приукрасить невзрачную изнанку знаменитой прогулочной аллеи.



Отель «Омм»

Улицы беднейших портовых районов Барселоны похожи на щели между высокими серыми домами. Обитатели этих мест утверждают, что когда здешние женщины ссорятся, им не нужно выходить из дома, ведь чтобы вцепиться в волосы соседке, живущей в доме напротив, достаточно протянуть руку из окна. Грязные улицы и проулки ночью пустынны, а днем невероятно забиты людьми. Над головами прохожих развевается белье, дети играют прямо на тротуарах, из темных недр пивных баров клубится дым, отовсюду доносятся музыка и нестройных гул людских голосов. За столиками питейных заведений можно встретить не только местных жителей. Нередки здесь иностранные туристы, которым «бедняцкий рай» представляется достопримечательностью, наряду с кафедральным собором или змеем в парке Гуэль.

На самой Рамбла, как на всякой пешеходной улице, нижние этажи зданий заняты магазинами, гостиницами, ресторанами, барами. С развлекательными заведениями соседствуют дома ученых, офисы, театры, например, Лисео с превосходной оперной труппой. Рядом с барселонской Оперой находится одноименное кафе – аристократичного вида кондитерская, где почти ничто не изменилось с 1929 года. Его модернистский интерьер особенно привлекателен вечером, в таинственном полумраке настольных ламп, при негромкой живой музыке, в ароматных клубах пара от горячего кофе, приготовленного по итальянским, арабским и турецким рецептам.

Ни в одной европейской столице не чувствуется такого сильного воздействия искусства, как в Барселоне. Культурная жизнь Рамбла предстает в немыслимом скоплении книжных развалов, исторических и живописных экспозиций, стационарных и передвижных выставок, музеев. Именно здесь власти решили расположить такие впечатляющие заведения, как Национальная библиотека Каталонии, Музей театрального искусства, Центр искусств, Музей восковых фигур, Музей современного искусства, музей Пикассо.
В одном из залов музея Пикассо




Барселона может соперничать с любым городом мира не только в бесконечном разнообразии памятников, театров, музеев, но и в спонтанных проявлениях культурной жизни. Легендарная Рамбла, поражая обилием сувенирных лавочек, цветочных и птичьих базаров, помимо того является своеобразной лабораторией искусств под открытым небом. Именно здесь непризнанные гении получают возможность познакомить публику со своими произведениями, не понятыми или отвергнутыми владельцами салонов. Художники выставляют картины, бродячие артисты разыгрываются спектакли и пантомимы, безработные танцоры исполняют фламенко под аккомпанемент гитары. Остановившись рядом с очередными танцовщиками, не стоит громко выражать удивление, что номер исполняет один человек: одетый в длинный балахон с куклами в национальных костюмах, он склоняется к земле под прямым углом и отплясывает сразу за двоих партнеров.

Увидев большую, ярко раскрашенную гипсовую статую римского патриция, не нужно проходить мимо, ведь она представляет собой живую скульптуру, которая следит за всеми, кто следует по бульвару. В застывшем теле «человека-статуи» двигаются только зрачки глаз и очень редко – верхняя часть корпуса, медленно и плавно реагирующего на удивленный взгляд прохожего. Сильное впечатление производят мастерство и утонченность репертуара уличных музыкантов. На Рамбла разрешается музицировать каждому, но приходят лишь те, кто не столько талантлив, сколько уверен в себе и может предложить публике какую-нибудь экзотику. Неверно думать, что певцы и танцоры не просят подаяния: будучи истинными каталонцами, они работают, надеясь всего лишь на оплату своего труда.


По праздникам на Рамбла формируется группа для участия в шествии карабинеров, одетых в мундиры с золотым шитьем. По знаку командира воины производят залпы, повторяющиеся через равные промежутки времени. Тех, кто в этот момент стоит на краю тротуара, поджидает сюрприз в виде ожога от горящего пороха или удара взрывной волны. Забавная процессия гигантов больше двух столетий проводится в одно и то же время и всегда следует по одному маршруту, от площади Каталонии до площади Мерседес.

Сегодня главную роль в этом шествии играют 4-метровые куклы на деревянном каркасе, внутри которого в складках длинного платья скрывается человек. Раньше в качестве основных персонажей выступали люди. Впереди всех шла юная особа со странным именем Noga – высокая, прекрасно сложенная красавица, вращающая бедрами к удовольствию толпы. За ней горделиво выступала насмешливая Сеньорита. Ее голую шею украшали тяжелые ожерелья, прическу дополнял пышный шиньон с мантильей, а роскошное, истинно испанское платье сплошь покрывали драгоценные камни. Шагавшему следом Сеньорито полагалось иметь вид мелодраматического героя: густые брови, огромные усы, толедский клинок за поясом и почему-то бархатный, отделанный золотом плащ красного цвета, какие в XVI–XVIII веках носили цирюльники.
Перевернутая лестница – символ каталонского характера


Сеньора смотрелась гораздо внушительнее, ведь средневековое платье из белого атласа делало ее похожей на Мадонну. Сходство довершали цветы в руках, украшенная розами

прическа, вышитая на концах тюлевая вуаль. Пятому великану, которого в народе именовали Главным рыцарем, надлежало играть героическую роль, то есть помогать взойти на престол королям Каталонии. Его широкая длинная мантия из темного бархата с золотыми полосами стягивалась на талии поясом из чистого золота. Массивная медная цепь падала на широкую грудь, сплетаясь с лохмотьями бороды. Корона, тоже из меди, венчала тюрбан с пунцовыми перьями. Явно похожий на Сида гигант угрожающе размахивал саблей, держа изящно украшенные ножны в левой руке.

Свиту всех перечисленных персонажей составляли танцующие мавры в фиолетовых и красных колпаках. Яркие головные уборы дополняли не менее красочные костюмы: голубые бархатные жилеты, лиловые пояса, широкие штаны из белого полотна с голубыми завязками и в завершение – штиблеты из кордовской кожи, славившейся во всем восточном мире. Одни из них подпрыгивали, ударяя палкой по барабану, другие играли на дудках, третьи собирали с прохожих деньги.




Категория: Мои статьи | Добавил: roden2009 (19.04.2009)
Просмотров: 1715 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]