Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » История Испании » История

Геральдика. Гербы Испании.
Геральдика. Гербы Испании.

В эпоху крестовых походов, когда потоки воинов стремились за море, для обитателей Пиренейского полуострова подобные войны были, можно сказать, делом домашним. На испанских землях располагались могущественные мусульманские государства, а с севера шаг за шагом вели реконкисту (то есть отвоевание) христианские короли - Кастильский, Леонский, Арагонский, Наваррский, Португальский.

1147 году Кастилия и Леон объединились, а их государь Альфонс VII принял титул Императора всея Испании.

Но по смерти Альфонса VII держава разделилась опять, и лишь в 1230 году оба королевства были воссоединены -на этот раз навсегда. Тогда-то и появился на свет четверочастный щит - возможно, первый такой в истории геральдики -с чередующимися гербами Кастилии и Леона: трехбашенным золотым замком в червленом поле и пурпуровым львом с золотой короной в серебряном поле.



Символика всех этих цветов и фигур была незамысловатой, что нередко отличало средневековые гербы. Червленое поле понималось как кровь, на которой утвердились кастильские замки; серебряное поле, судя по всему, означало чистоту. Пурпуровый колер льва обозначал то же, что и сам лев -власть и благородство. Впрочем, главной задачей фигур было простое указание на названия соединившихся королевств: замок по-испански - кастильо, а лев - леон. Заметим, что Кастилия действительно получила свое название от замков и крепостей, тогда как Леон (или Легион) был проименован в память о некогда стоявших на его территории древнеримских легионах. Обычно кастильско-леонский герб приписывают Альфонсу VII Императору. Увы, это только красивая легенда. После Испанского (Кастильско-Леонского) королевства важнейшей силой реконкисты был Арагон. О происхождении его герба (четыре червленых столба в золотом поле) рассказывает легенда -одна из самых знаменитых в истории геральдики.



Во второй половине IX века норманнские воины в поисках легкой добычи и приключений наводнили своими разбойничьими отрядами западные побережья империи. В боях с норманнами владетель Арагона граф Барселонский Готфрид Волосатый явил чудеса храбрости и получил при этом множество ран. Прибывший на поле боя император Карл Лысый пожелал увековечить эти подвиги и, омочив руку в крови, обильно лившейся из ран Готфрида, провел пальцами четыре полосы по золоченому княжескому щиту.
В действительности же герб Арагона, судя по всему, происходит от красно-золотого знамени ранне средневекового Бургундского (Арелатского) королевства. К IX веку Арагон завладел Королевством Обеих Сицилии и объявил гербом своего нового владения щит, косо разделенный на четыре части. Вверху и внизу были помещены арагонские столбы, а справа и слева - черные орлы в серебряном поле. Орлы должны были перекликаться с орлом империи и напоминать о том, что Сицилия долго была владением императорского рода Гогенштауфенов.

В1479 году благодаря династическому браку Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского обе державы слились в единое королевство. Герб новоявленного государства был не вполне обычен. Один-един-ственный щитодержатель-орел с золотым венцом, повернувший голову геральдически влево,- обеими лапами держал коронованный гербовый щит на фоне собственной груди. Орел был избран как символ св.Иоанна Евангелиста, которого супруги почитали как своего патрона. Внизу изображению орла сопутствовали немые девизы Фердинанда и Изабеллы, указывавшие на первые буквы имен обоих монархов: ярмо (iugo) и связка стрел (flechas). Как видим, девиз королевы вопреки обыденным геральдическим нормам потеснил эмблему менее блистательного супруга. То же мы видим и в четверочастном щите. Первую и последнюю четверти занял герб Изабеллы (сам по себе четверочастный), а в рассеченных второй и четвертой четвертях арагонские столбы соседствовали с гербом Обеих Сицилии. Иногда арагонская часть в силу династических связей дополнялась полосатым гербом Венгрии и пышным крестом Иерусалимского королевства.


В 1492 году реконкиста достигла своей конечной цели: пал Гранадский эмират, последнее исламское государство в Испании. В королевский щит внесли так называемую особую часть с плодом граната - гласный герб новоприобретенной провинции. Золотой гранат имел зеленые листья и стебель; посередине спелого плода пролегала широкая трещина, сквозь которую были видны червленые зерна -в знак того, что сказочное великолепие Гранады теперь открыто испанцам.

Титул Фердинанда и Изабеллы был гораздо пышнее герба; одних королевских титулов в нем было восемнадцать (кастильский, леонский, арагонский, Обеих Сицилии, гранадский, толедский, валенсийский, галисийский, майоркский, севильский, сардинский, кордовский, корсиканский, мурсийский, хаэнский, альгарвский, альгесирский, гибралтарский). Существовали и гербы этих королевств. Но в монаршем щите нашлось место лишь для основных эмблем обеих соединившихся династий и для граната -символа победного завершения реконкисты.

Очередная смена династий не заставила себя ждать. Из-за пресечения мужской линии рода испанский престол достался в 1516 году внуку Фердинанда и Изабеллы по женской линии - Карлу Габсбургу, эрцгерцогу Австрийскому. Поначалу герб нового короля был составлен с применением все того же приема -деления щита начетверо. В первой и последней частях оказался герб Испании, в двух остальных -родовой герб Карла, составленный из эмблем Австрии, Бургундского герцогства (в новом и старом вариантах), Брабанта, Фландрии и Тироля. Между прочим, золотые и лазоревые полосы старинного герба Бургундии, по мнению многих ученых, происходят от того же арелатского знамени, что и герб Арагона, несмотря на все несходство расцветок. Щитодержателями испанского герба стали грифон Габсбургов и золотой лев из кастильско-леонского арсенала.

Но в 1519 году Карл унаследовал венец другого своего деда- императорскую корону. Строго говоря, в качестве императора Карл V должен был изображать свой сложный испано-австро-бургундский герб на фоне щита империи с двуглавым орлом. Но нередко орел изображался не в щите, а в виде некоего щитодержателя. Эта композиция явно напоминала герб времен Фердинанда и Изабеллы. Подобно им, Карл внес в герб и немой девиз. Он имел вид двух ко-лонн, поставленных справа и слева от щита и снабженных надписью PLUS ULTRA (все дальше), причем первая половина этой надписи сопровождала одну колонну, вторая же -другую. Имелись в виду Геркулесовы столпы (Гибралтарский пролив), на протяжении доколумбовых столетий считавшиеся границей обитаемого мира; надпись означала господство испанцев в Новом Свете. Одна колонна со временем была увенчана императорской короной, другая - королевской. Щит украшался знаком и цепью Сиятельного ордена Золотого Руна. Перешедший из Бургундии к императорам из рода Габсбургов, этот орден стал также и высшим орденом Испании.

В конечном счете герб был несколько упрощен: место четырехчастного щита занял пересеченный, в котором собственно испанский герб оказался наверху, а австрийский - внизу. Следует учесть, что эта версия была самой употребитель-ной, не не единственной. Существовали и куда более пышные, включавшие между прочим, герб Наварры. После отречения Карла V императорский титул достался его брату, а испанский престол - сыну, Филиппу II; таким образом испанская ветвь Габсбургов обособилась, и двуглавый орел исчез из ее герба. При Филиппе II в результате его недолгого брака с ской появился и вскоре пропал затейливый гибрид испанского и английского гербов. При нем же, в 1580 году, началось шестидесятилетнее "пленение" Португалии, когда эта страна была включена в пределы Испании. Естественно, герб Португалии при этом тоже влился в испанский. Филипп II (как и его преемники на престоле) сохранил немой девиз Карла V -Геркулесовы столпы. Поначалу сохранялся и традиционный вид испанской королевской короны - она была открытой, то есть имела вид обруча с зубцами. Но со временем, подражая французскому королю (а отчасти и отцу, имевшему право на закрытые венцы империи и германского королевства), Филипп "закрыл" корону, и она приобрела тот вид, который имеет и поныне. По пресечении королевской ветви Габсбургов после горячей распри испанский престол в 1700 году достался внуку Людовика XIV Французского, Короля-Солнца - герцогу Анжуйскому Филиппу. Так была заложена династия испанских Бурбонов, правящая и поныне. Их собственно династическим гербом стал герб Франции с червленой каймой, так называемый новый герб Анжу. Он был помещен в сердцевой щиток и внесен в несколько перекомпонованный щит испанских Габсбургов. Позднее были добавлены лазоревые пармские лилии и червленые тосканские шары в знак родства испанских Бурбонов с династиями Фарнезе и Медичи.

В ходе этих перемен невинно пострадал лев Леона. Его изыскан-ный пурпурный цвет был по небрежности заменен червленым. Впрочем, окраска леонского благородного зверя пурпуром в виде исключения была в ходу на протяжении XVIII-XIX веков, встречается даже и сейчас. Французская экспансия времен Наполеона принесла испанцам новые беды - и новый герб. Рассеченный и дважды пересеченный щит нес гербы Кастилии, Леона, Арагона, На-варры, Гранады; в последнюю же часть были "всунуты" Геркулесовы столпы Карла V, дополненные картой двух полушарий, Сердцевой овальный щит вмещал наполеоновского орла. Этот вопиюще нетрадиционный герб был позабыт сразу после рес-таврации: страна снова вернулась к помпезному гербу монархов Бурбонского дома, который в целом повторял парадные версии XVII и XVIII веков и с некоторыми перерывами просуществовал до 1931 года. Он стоит того, чтобы рассказать о нем подробнее. Основу герба составлял овальный многочастный щит, в котором собственно испанские знаки соседствовали с габсбургскими и бурбонскими. Золотой шлем с поднятым забралом украшался королевской короной и золотым наметом на горностаевой подкладке. Щитодержателями служили ангелы в гербовых нарядах, похожих на костюмы герольдов. В руках ангелов красовались знамена. Снизу щит сопровождали орденские знаки. Всю эту композицию "обнимала" подложенная горностаевым мехом пурпурная сень (мантия с куполом), усыпанная золотыми изображениями замков и львов.

Согласно одному из наиболее экстравагантных обычаев испанской геральдики (и вразрез с общеевропейскими нормами) нашлемник испанского королевского герба венчал не шлем, а мантию. Купол сени был украшен открытым венцом, напоминавшим ранние короны испанских королей. Над этим венцом вздымался нашлемник: кастильский замок и выходящий из него по пояс червленый леонский лев (вернее, леопард: ведь в геральдике, как помнят уважаемые читатели, леопардом называют льва с мордой в фас, а в испанском нашлемнике царь зверей, вылезающий из замка, изображен именно так). На голове леопарда была королевская корона, в правой лапе - серебряный, с золотым эфесом, меч, в левой - лазоревая, с золотыми же украшениями, держава. Несмотря на воинственный вид леопарда, меч в его правой лапе толковался не как боевой, а как государственный-символ правосудия, отсекающего ложь от правды и карающего злодеев. Позади нашлемника развевалась серебряная лента с червленой надписью "Santiago" - боевым кличем королей. Сантьяго - это святой Яго, то есть апостол Иаков-старший, один из покровителей Испании. К его мощам, сохраняемым в Компостеле, стекались (и стекаются поныне) многолюдные паломничества. В пору реконкисты безоружные паломники нуждались в защите; их охранял рыцарский орден святого Якова (Сантьяго), прославившийся в битвах с "неверными". Иногда же сами паломники, вооружась, содействовали реконкисте. Неудиви-тельно, что имя апостола-покровителя стало испанским кличем. Королевской короне обычного вида осталось довольствоваться местом на шлеме.

Рядом со щитодержателями сохранялись коронованные колонны Карла V. Другим немым девизом стало золотое солнце, изображавшееся над нашлемником, то есть в самой верхней части герба. Оно напоминало о той поре, когда испанские владения опоясывали весь земной шар, и в них никогда не заходило солнце. Девиз именовался немым, но, как и колонны, имел словесное дополнение, заимствованное из 49-го псалма-"Asolis ortu usgue occassum", то есть "От восхода солнца до заката его". Стоит заметить: надписи при Геркулесовых столпах и при солнце делались золотыми буквами на червленых лентах в цвет герба Кастилии, тогда как боевой клич был начертан червленью по серебру в подражание знакам ордена святого Якова. Краткая версия герба состояла лишь из щита, короны над ним и цепи Золотого Руна. В ходу был и совсем другой вариант: в четверочастном щите с овальным анжуйским срединным щитком помещались гербы Кастилии, Леона, Арагона и Наварры. Для Гранады отводилась традиционная особая часть. Щит венчался короной, сопровождался традиционными колоннами и иногда - орденскими знаками. В недолгое правление Амадея Аостского (1870-1873), происходившего из Савойского дома, этот герб получил новый династический щиток. Но Амадей отрекся от престола, и Бурбоны воцарились снова. Республика 1931-1939 годов тоже приняла краткую версию герба, но в нем, разумеется, не было династического щитка, а корона короля заменялась башенной, так называемой гражданской.

При Франко появился новый герб, уподобленный орлу со щитом Фердинанда и Изабеллы. Подразумевалось, что сторонники Франко совершают новую реконкисту и окончательно отдадут Испанию испанцам. При этом вместо герба Обеих Сицилии появились наваррские цепи, а ярмо и связка стрел (переосмысленные как эмблема франкистской партии - фаланги) были совмещены с Геркулесовыми столпами и с новым девизом Una Grande Libre (единая, великая, свободная), помещавшимся на ленте у головы орла. Изменился и вид самой птицы: голова повернулась вправо, венчавшая ее корона уступила место нимбу. Такое изображение орла было более привычно для церковной традиции.

Хотя в 1947 году Франко формально восстановил королевство и подтвердил права Бурбонов, в стране не было короля, а в гербе-династического щитка. Лишь в 1975 году, после смерти "вождя", наследник дон Хуан Карлос (Иоанн-Карл) стал королем. Им была восстановлена четверочастная версия королевского герба. Она же укра-шает сегодня и государственный флаг, повторяющий гербовые цвета Кастилии и Арагона. Таким флагом пользуются лишь государственные учреждения. Символом страны считается флаг такой же расцветки без герба. Напомним читателям, что в международной терминологии подобные флаги именуются национальными - не потому, что их связывают с какой-то одной национальностью, но потому, что это флаги страны, народа. По-русски было бы вернее говорить о народном флаге: суть национального флага как раз в том, что его может считать "своим" любой человек в стране. Один из Геркулесовых столпов, как и прежде, украшается напоминающей о Карле V императорской короной. Сегодня Испания - единственное государство, сохранившее в своем гербе этот знак достоинства. Следует помнить, что Испания остается страной живой геральдики. Элементы старинных королевских гербов- нашлемник, щитодержатели и так далее -не отменены, а как бы пребывают "в запасе". И когда нынешний герб оказывается изображен с теми или иными традиционными дополнениями, это никого не удивляет.

По материалам Георгия ВИЛИНБАХОВА и Михаила МЕДВЕДЕВА
Оформление Генриха КОМАРОВА и Владимира НЕВОЛИНА

Категория: История | Добавил: roden2009 (25.03.2009)
Просмотров: 4599 | Теги: Геральдика Испании, Гербы Испании | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]