Налогообложение в Испании(ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО НАЛОГАМ)
C/ Alcalá, 5
28014 Madrid
Тел: + 34 (91) 595.80.00
Факс: + 34 (91) 595.84.46
Эл.почта: registro@tributos.minhac.es
http://www.minhac.es
DIRECCIÓN GENERAL DEL TESORO Y POLÍTICA FINANCIERA
(ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСТВА И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ)
Paseo del Prado, 6
28014 Madrid
Тел: + 34 (91) 209.95.00
Факс: + 34 (91) 209.97.45
Эл.почта: directortesoro@tesoro.mineco.es
http://www.tesoro.esНалогоплательщик
(субъект налога, налогообложения) — это лицо, на котором лежит
юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств, Носитель
налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге, то
есть по завершению процессов по переложению налога. Представительство
по назначению (по доверенности) — используется, например, в том случае,
когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог за счет
долга, причитающего налогоплательщику от этого лица; в ряде стран
назначаются финансовые агенты по уплате НДС. Резидент — лицо, имеющее постоянное местопребывание (местожительство) в определенном государстве. Полная
налоговая обязанность — налогообложению подлежат доходы, полученные как
на территории данного государства, так и вне его.
Налоговый статус физических лиц - Тест физического присутствия — нахождение лица на территории данного государства в течение определенного времени.
- Признак расположения привычного (постоянного) жилища
- Признак центра жизненных интересов (личных и экономических связей)
- Признак места обычного проживания
- Признак гражданства
- Налоговый статус юридических лиц
Признаки резидентности: - Тест инкорпорации — лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано).
- Тест юридического адреса — лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.
- Тест
места осуществления центрального управления и контроля — лицо
признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется
центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее
деятельностью.
- Тест
места осуществления текущего управления компанией — лицо признается
резидентом в стране, если на ее территории находятся органы,
осуществляющие текущее управление деятельностью компании.
- Тест
деловой цели — лицо признается резидентом в стране, если основной объем
его деловых операций совершается на территории этой страны.
- Прочие признаки, имеющие значение в налогообложении:
- Организационно-правовая форма предприятия
- Форма собственности
- Численность работающих на предприятии
- Виды хозяйственной деятельности
- Подчиненность предприятия
- Нерезидент — лицо, не имеющее постоянного местопребывания (местожительства) в определенном государстве.
- Ограниченная
налоговая обязанность — налогообложению подлежат только доходы,
полученные из источников или на территории данного государства.
- Объект
налога (налогообложения) — это те юридические факты (действия, события,
состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
- Предмет
налога (налогообложения) — признаки фактического характера (а не
юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога.
- Налоговая (налогооблагаемая) база — количественное выражение предмета налогообложения.
- Масштаб налога — физическая характеристика, параметр измерения предмета налога.
- Единица налогообложения — единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
- Источник налога — резерв, используемый для уплаты налога (доход или капитал налогоплательщика).
Пределы налоговой юрисдикции государства - Принцип
резидентства — государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на
все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном
государстве.
- Принцип территориальности — налогообложению подлежат только доходы, извлекаемые на территории данной страны.
Метод учета налоговой базы - Кассовый метод — учет налоговой базы по моменту получения средств и производства выплат в натуре.
- Накопительный метод — учет налоговой базы по моменту возникновения имущественных прав и обязательств.
- Налоговый
период — срок, в течение которого завершается процесс формирования
налоговой базы, окончательно определяется размер налогового
обязательства.
- Отчетный
период — срок подведения итогов (окончательных или промежуточных),
составления и представления в налоговый орган отчетности.
- Налоговая ставка (норма налогообложения) — размер налога на единицу налогообложения.
- Твердые ставки — определяют на каждую единицу налогообложения фиксированный размер налога.
- Процентные ставки — устанавливают размер налога в процентах от единицы налогообложения.
- Маргинальные — непосредственно указанные в нормативном акте о налоге.
- Фактическая — отношение уплаченного налога к налоговой базе.
- Экономическая — отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
- Метод налогообложения — порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.
- Равное налогообложение — для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога.
- Пропорциональное налогообложение — для каждого налогоплательщика устанавливается равная ставка (а не сумма) налога.
- Прогрессивное налогообложение — с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
- Дискреционный доход — доход, используемый по собственному усмотрению.
- Простая
поразрядная прогрессия — для общего размера налоговой базы
устанавливаются ступени (разряды) и для каждого разряда определяется
сумма налога.
- Простая
относительная прогрессия — для общего размера налоговой базы также
устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные
ставки; ко всей базе применяется одна ставка в зависимости от общего
размера базы.
- Сложная
прогрессия — налоговая база разделена на разряды, но каждый разряд
облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего
размера налоговой базы.
- Скрытые
системы прогрессии — например, для доходов, входящих в разные разряды,
могут устанавливаться не одинаковые суммы вычетов — большие для низких
доходов и меньшие для высоких.
- Регрессивное налогообложение — с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки.
Порядок (способы) исчисления налога - Некумулятивная система исчисления налога — обложение налоговой базы по частям.
- Кумулятивная
система исчисления налога (метод исчисления налога нарастающим итогом)
— обложение налоговой базы посредством определения суммы дохода,
полученного на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право
на которые имеет налогоплательщик к этому сроку.
- Окладная
сумма (валовой налог) — результат умножения количества единиц
налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога.
- Фактическая сумма налога
- Лица, осуществляющие исчисление налога
- Налогоплательщики
- Налоговые органы
- Третьи лица (сборщики налогов, фискальные агенты)
Принципы бухгалтерского учета в Испании
В соответствии с Общим планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Королевским декретом № 1643/1990 от 20 декабря (PGC-90), такими принципами являются (Часть первая PGC-90):
- Принцип осмотрительности при учете активов и пассивов.
- На
конец финансового года отражается только реализованная прибыль.
Предполагаемые и случайные убытки, возникающие в данном или предыдущем
финансовом году, напротив, должны учитываться только тогда, когда о них
станет известно.
- Принцип действующего предприятия.
- Предполагается, что деятельность предприятия носит практически бессрочный характер.
- Принцип записи.
- Экономические основания прав и обязательств должны быть записаны при возникновении этих прав и обязательств.
- Принцип цены приобретения.
- По общему правилу, все имущество и права учитываются по цене приобретения или стоимости производства.
- Принцип учета по моменту возникновения прав и обязательств (накопительный метод).
- Отражение
доходов и расходов должно осуществляться в зависимости от возникновения
прав и обязательств в отношении товаров и услуг и независимо от
соответствующих денежных расчетов.
- Принцип соответствия доходов и расходов.
- Результат
финансового года определяется как разница между доходами за этот год и
расходами за год, необходимыми для получения данных доходов, плюс
разница между доходами и расходами, напрямую не связанных с
деятельностью предприятия.
- Принцип раздельного представления.
- Статьи
баланса, относящиеся к активу и пассиву, как и статьи отчета о прибылях
и убытках, относящиеся к расходам и доходам, не могут быть взаимно
зачтены (скорреспондированы, сальдированы). Элементы, составляющие
различные статьи актива и пассива должны оцениваться отдельно.
- Принцип единообразия.
- При
принятии одного из предусмотренных в соответствующих случаях способов
применения принципов бухгалтерского учета этот способ должен
применяться и в последующей отчетности в отношении всех имущественных
элементов, имеющих одинаковые характеристики, если только не изменятся
обстоятельства, послужившие причиной выбора данного способа.
- Принцип относительной важности.
- Допускается
отступление от строгого соблюдения некоторых принципов бухгалтерского
учета, если относительная важность такого отступления, выраженная в
количественных показателях, не имеет существенного значения и,
следовательно, не изменяет годовую отчетность, призванную служить
достоверным отражением имущественного и финансового состояния
предприятия и результатов его деятельности.
Налоги в Испании
В соответствии с действующим законодательством хозяйственные общества обязаны платить следующие налоги:
- Налог на прибыль (Налог с предприятий и организаций — IS) в размере 35%.
- Малые
предприятия с доходом менее 1,5 миллиона евро в год могут применять
ставку в размере 30 % в отношении части налогооблагаемой базы,
составляющей от 0 до 90 000 евро, к оставшейся части применяется — 35%.
Льготы для недавно созданных предприятий не предусмотрены.
- Налог на добавленную стоимость (IVA) в размере 16 %
- взимается
с продаж всех видов движимых вещей, а также за предоставление услуг как
внутри страны, так и за рубежом, и случае их использования на
территории Испании.
- Налог на недвижимое имущество (IBI)
- взимается
ежегодно с собственников имущества, а так же с лиц, обладающих вещными
правами в отношении объектов данного вида имущества, в размере 0,3 % —
0,4 % от стоимости (в соответствии с Кадастром) недвижимого имущества.
- Налог на экономическую деятельность (IAE)
- взимается ежегодно в зависимости от вида профессиональной деятельности.
- Налог с продаж ценного имущества и правового оформления документов.
- Продажа
недвижимого имущества облагается в размере 7 % от его стоимости;
движимого имущества в размере 4 %. Операции связанные с учредительными
и иными документами в размере 1 %.
- Подоходный налог с физических лиц (IRPF).
- Уплачивается у источника выплаты по ставке от 18 % до 48 % в зависимости от размера получаемых доходов.
Налоговые льготы
Хозяйствующим
субъектам предоставляется возможность уменьшить размер суммы,
взыскиваемой в форме налога на прибыль, в целях стимуляции деятельности
в следующих областях:
- исследований и развития (20 %-40 %);
- экспорта (25 %);
- инвестиций в культуру, кинематограф и издательство книг (20 %-5 %);
- инвестиций в основные средства в целях защиты окружающей среды (10 %);
- профессионального образования (5 %-10 %);
- занятости инвалидов (480 000 евро в год на человека);
Общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 %.
Льготы
в связи с двойным налогообложением, в случае если доходы организации
включают поступления от деятельности за пределами Испании, облагаемые
налогом в месте их получения, заключается в возможности вычесть из
суммы, удерживаемой в виде налога с организаций и предприятий, меньшую
из следующих: - сумма уплаченного налога того же вида за пределами Испании;
- сумма, которая была бы выплачена, если бы доходы поступили на территории Испании.
В
случае если организация получает доходы от нескольких типов
деятельности, льготы применяется к общей сумме доходов, полученных на
территории одной страны, в свою очередь доходы от деятельности филиалов
исчисляются по отдельности.
Порядок налогообложения доходов
организаций нерезидентов Испании может быть изменен применением норм
международных соглашений и конвенций. Если предприятие является
резидентом страны участницы Конвенции об избежании двойного
налогообложения и получает доходы на территории Испании, следует
учитывать нормы Конвенции в целях корректного налогообложения
последнего.
О ратификации Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства
Испания «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал».
Конвенции
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства
Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал
была подписана в г.Мадриде 16 декабря 1998 года. Она заменила собой
Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Королевства
Испания об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1
марта 1985 года.
Необходимость пересмотра ранее действовавшей
Конвенции была вызвана изменившимися условиями хозяйствования в
Российской Федерации, переходом к рыночным принципам в экономике, а
также введением принципиально новой системы налогов в России и
изменениями налогового законодательства в Испании.
Целью
вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых
юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не
будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или
капитала в своей стране и стране-партнере.
Решение этого
вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из
договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия
для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и
граждан.
Конвенция распространяется на налоги, доходы и
капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное
местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации
или Испании.
Конвенция предусматривает, что «налогообложение
доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного
договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве
производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом
государстве через постоянное представительство». При этом в отношении
строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой
деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность
таких работ превышает 12 месяцев.
Доходы от использования
имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где
такое имущество фактически находится.
Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках.
Доходы
от отчуждения таких транспортных средств, полученные предприятием
договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом
государстве.
Конвенция предусматривает режим налогообложения
доходов физических лиц аналогичный принятому в международной практике.
Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в
которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего
календарного года.
Исключение с учетом международной практики
сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов,
спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов,
стажеров.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой
дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений (заявлений)
налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена
информацией между компетентными органами договаривающихся государств,
определяет методы устранения двойного налогообложения.
В
соответствии с Федеральным законом «О международных договорах
Российской Федерации» Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу
с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с
этим процедур,Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из
договаривающихся государств не прекратит ее действия, направив по
дипломатическим каналам уведомление по крайний мере за шесть месяцев до
окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты
вступления Конвенции в силу.
Конвенция способствует развитию
торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между
Россией и Испанией, а также привлечению взаимных инвестиций.
Доходная
база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение
налогового бремени для испанских юридических и физических лиц в
Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его
увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими
организациями и гражданами на территории Испании, Вместе с тем, наличие
такой Конвенции позволит российским налоговым органам контролировать
своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных
российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на
территории Испании.
Получение возможности для налоговых
органов обеих стран обмениваться необходимой итоговой информацией
приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в
соответствующие бюджеты
|