Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Отдых » Отдых

Пещера Альтамира

  Роспись пещеры Альтамира
 В 1879 году в пещере Альтамира на севере Испании, в провинции Сантандер впервые были обнаружены настенные рисунки времен эпохи палеолита. Ученые установили, что на каменных стенах пещеры присутствуют несколько археологических слоев. Самые ранние Кантабрия. Пещера Альтамира.рисунки были выполнены более 18 тысяч лет назад! 
На потолке пещеры Альтамира более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили более 150 рисунков: бизонов, лошадей, оленей, кабанов и колдунов получеловеческого, полуживотного облика. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими или ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать лежа на спине (так говорится в путеводителях). В отличие от более древних наскальных рисунков, выполненных в простейшей контурной манере, изображения в Альтамире имеют темный контур, и закрашены красной и желтой красками с различной силой тональной насыщенности, что придает фигурам объем.
 Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит, пиролюзит и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит), марганца (псиломелан) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия). 
 Росписи пещеры Альтамира - яркий пример монументального первобытного реализма. Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.
 История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г в узкую трещину на склоне холма Альтамира попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. Выдающиеся археологи того времени не признали подлинности находок Саутуолы, и в 1888 году, осмеянный и забытый, Саутуола скончался. Только в 1902 г его открытие признали и публично извинились.
  Признание Альтамиры вызвало "цепную реакцию открытий". В 1901 г была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей). В 1912 г в пещере "Трех братьев" (сыновей фрацузского археолога Бегуэна) - рисунки оленей и человека в маске. В 1940 г - непревзойденная Ласко с монохромной и полихромной росписью изображений диких лошадей, быков, оленей, горных козлов, мужчины с птичьей головой, лежащего перед убитым им бизоном.
 Только во Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Открыты они и в других странах: Испании (Гибралтарская), Греции (Левкадская), Италии (Басуа), Румынии (Пэдуря), России (Капова, Игнатьевская, М. Сыя), Монголии (Гурван Цэнхэр), Индии (Бимбетка, Кришны ) и др. Поражает близость датировок рисунков: 35-10 тыс. лет до н. э. Правда, и здесь иногда бывают непонятные исключения. В 1971 г в Западном Иране отрыта значительно более древняя позднепалеолитическая живопись (60-40 тыс. лет). Приведенные данные убедительно свидетельствуют об отсутствии одного центра формирования культуры первобытного человека. "Школа живописи" находилась не только в окрестностях Пиренеев. Она имела "филиалы" в Кантабрийских и Динарских горах, на Урале и в отрогах Гималаев, на Кавказе, Эльбрусе... В 1985 г. сенсационное открытие на берегу Средиземного моря сделал аквалангист А. Коске. На глубине 36 м он обнаружил щель в скале, обрамленную кораллами и водорослями. Наклонный тоннель через 150 м вывел его в большой зал. В 1990-1991 гг на его стенах были найдены изображения человеческих рук, десятки рисунков лошадей, бизонов, тюленей...Альтамира. Наскальное изображение бизона. Палеолит.
  Знаменитые художники Греции
Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий».
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела - в телесный цвет, одежда - в красный и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезались, а писались по мрамору краской. Храмы тоже не были целиком белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в синий цвет, и на этом фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.
Самыми знаменитыми в художественной росписи стен были две пары соперников: в V веке Зевксис и Паррасий, в IV веке Апеллес и Протоген.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало - на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию. "Не могу, - ответил Паррасий, - оно-то у меня и нарисовано". Зевксис склонил голову. "Ты победил! - сказал он. - Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца".
Зевксис недаром выбрал предметом для своей картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто другой. Однажды он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетелись клевать ягоды, а народ был в восторге. Недоволен был только сам Зевксис. Он говорил: "Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам".
У Апеллеса с Протогеном было необычное состязание. Апеллес, желая увидеть картины Протогена, приплыл в Родос и сразу же направился в мастерскую художника, но не застал его дома. Он взял кисть, набрал желтой краски и провел по его стене тонкую-тонкую черту. Вернувшийся Протоген воскликнул: "Только Апеллес мог писать так тонко!" - схватил кисть и провел поверх Апеллесовой черты свою, более тонкую - красную. На другой день опять пришел Апеллес, увидел эту черту и вписал в них еще одну, черную, самую тонкую и тогда Протоген признал себя побежденным. Кусок стены, где состязались два художника, потом вырезали и бережно хранили. В галерее римского императора Августа среди многофигурных мифологических картин этот белый квадрат с тремя цветными линиями казался совсем пустым - и оттого вызывал особенный восторг.
Когда Апеллеса спрашивали, кто пишет лучше, он или Протоген, Апеллес отвечал: "Владеем кистью мы одинаково, но класть кисть вовремя лучше умею я". Это означало, что слишком долгая работа над картиной бывает вредна. Правилом Апеллеса было: "ни дня без черты!"
Однажды Александр Македонский посмотрел на свой портрет на коне и стал критиковать. А конь Александра посмотрел на нарисованного коня, потянулся к нему и заржал. "Видишь, царь, - сказал Апеллес, - конь твой разбирается в живописи лучше, чем ты".

Материалы: Михаил Гаспаров Занимательная Греция и www.onixtour.com.ua
Категория: Отдых | Добавил: roden2009 (19.04.2009)
Просмотров: 2226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]