Главная » Статьи » Развлечения » Развлечения |
Карнавал в Испании
Карнавал (carnaval) - самый известный из весенних праздников в Испании.
По поводу самого названия нет единого мнения. Одни полагают, что оно связано
с кораблем («carrus navalis» – морская колесница), т. к. во многих селениях
Испании в разгар этого праздника по улицам возили лодку или макет корабля.
Другие указывают на наличие в названии слова «carne» - мясо и связывают
термин с плотским характером праздника и обильным употреблением в пищу этого
продукта. Ранее, очень часто, карнавал персонифицировался в образе некоей
огромной куклы - дона Карнавала или дона Карналя. Это было изображение огромного
человека, любителя еды, вина и женщин, и вот эту огромную тряпичную куклу
с гипертрофированно выраженными мужскими достоинствами возили несколько
дней по селениям от дома к дому в сопровождении многочисленной и шумной
свиты, а в конце празднества, после суда над доном Карнавале его торжественно
сжигали. Карнавалы, 3--9 февраля, Кадис, Барселона, Мадрид, Малага
Карнавал на Канарских островах, февраль Считается, что карнавал пришел на Канарские острова после
колонизации их Испанией, поэтому канарскому карнавалу свойствен
испанский размах, сочетающийся с латинским колоритом. Здесь звучит
афрокубинская музыка и традиционная испанская сарсуэла, а танцы
отличаются изрядной эклектичностью. Самая известная примета
карнавала на Канарских островах – перестрелка конфетти и
серпантином, а раньше "снарядами" в такой перестрелке были яйца,
заполненные тальком. Кстати, до сих пор эта уникальная традиция
сохранилась в Санта-Крус-де-ла-Пальма – там карнавал проходит в
облаках разлетающегося талька. Но самый известный карнавал, попавший
даже в Книгу рекордов Гиннесса, проходит в Санта-Крус-де-Тенерифе.
Пышно и зрелищно открывается карнавал кавалькадой, музыкальными
состязаниями "мурдас" и выбором Королевы, а вообще в карнавальной
программе – масса конкурсов: конкурс музыкальных групп ("рондальяс"),
ритма и гармонии, представления клоунов и комические бои. Веселиться
на Канарах можно долго: закончится карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе,
начнется в Канделярии. Фальяс С тех самых пор, как прометеев огонь был похищен у богов, человек восхваляет, боится и, в то же время, поклоняется силе огня; огню, вечно изменяющему свое обличье, всепоглощающему, боящемуся только одного - воды, своего вечного противника. На протяжении существования человечества всегда существовали ритуалы, где главным элементом был огонь, который символизировал обновление: разрушать старые вещи, чтобы дать жизнь новым. Даже сегодня во время праздника на Средиземноморском побережье можно увидеть сотни костров, в которые бросают старые вещи или игрушки. Происхождение фальяс до сих пор точно не известно. Существует несколько версий. Самой убедительной и популярной теорией является та, в которой говорится, что в свое время 19 марта валенсийские столяры жгли костры из оставшегося дерева в честь своего покровителя Святого Иосифа. Другая версия говорит о том, что фальяс берет свое начало от огня, который был символом наступающего лета. А, начиная с периода христианизации, значение и функцию этого праздника уже перенесли на чествования святых, которые выпадали на эти даты. И, наконец, третья версия рассказывает нам о фигуре "parot" - игрушке, которая олицетворяла собой какой-нибудь персонаж, и которую потом бросали в огонь. В наши дни эта версия объясняет сатирический характер персонажей. Документальных сведений о зарождении фальяс в народную традицию нет. Первые упоминания датируются второй половиной 18 века. В это время уже появились первые муниципальные законы, которые регулировали установление фигур в определенном месте, с целью избежания возможных пожаров. Начиная с 19 века, документальных сведений о фальяс становится все больше. Тем не менее, праздник прошлых времен отличался от форм его проведения в наши дни. Раньше они отмечались накануне дня почитания Святого Иосифа: фигуры устанавливались 18 марта и сжигались этой же ночью. Построение напоминало театр: деревянные подмостки, на которые устанавливались различные фигуры-персонажи, изображающие какую-нибудь сценку. Тогда еще кукол изготавливали из дерева с картонными масками, в то время как сейчас основа делается из дерева, а кукла - из папье-маше или картона. Начиная с конца 19 века, праздник приобретает определенный размах и силу. Число проводимых фальяс из года в год значительно увеличивается: если в 1852 году был проведен всего лишь один праздник, то в 1872 году их было уже 16. С 1866 года все интересней и разнообразней становится пиротехника, появляются бюллетени каждого фальяс, семьи и знакомые образуют комиссии, которые организовывают и следят за праздником. С 1873 года постепенно вводится кульминационное действие настоящего фальяс "la crema", которое отмечается ночью 19 марта. Городские власти пытаются контролировать организацию праздника и в 1851 году вводят специальное разрешение на установку фигур, а с 1872 года определенную плату за его проведение. В 1851 году устанавливается цензура на проведение фальяс, с целью контроля критики политической и социальной сферы, а также моральных устоев общества. В итоге этот контроль и давление привели к исчезновению на празднике старых декораций и хлама. В конце 19 века фальяс становится самым популярным праздником в Валенсии. Растет как их число, так и география проведения. Фигуры, изготовленные из новых материалов, становятся больше размером и интересней по своей композиции. В связи с этим культурное общество "Lo Rat Pentat" предложило отмечать лучшие фальяс премиями, что и было сделано мэрией в 1901 году. Тридцатые годы нашего столетия стали тем самым моментом, когда валенсийский праздник начал приобретать международную известность, по инициативе комитета участников фальяс был создан главный совет по проведению и организации праздника. Стали проводиться веселые кавалькады, выборы королевы и одиннадцати принцесс среди детей, а также главной королевы и ее свиты. В 50-ых гг. появляется все больше желающих увидеть фальяс своими глазами. С 80-ых гг. площадь мэрии уже перестает быть традиционным местом, где жгли костры, и их переносят в более просторное место к устью реки Турия. Наблюдая за эволюцией праздника огня и традиции, сейчас можно говорить о том, что его историю делают сами жители и гости страны, то есть все те, кто в нем принимает участие, тем самым приспосабливая фальяс к изменениям времени. Например, теперь информацию о празднике и программе можно получить даже на страницах в Интернете: www.fallas.com Как отмечают фальяс в наши дни Смысл празднества состоит не просто в сжигании композиции, главную и основную роль в нем играет единство трех элементов: пиротехнический салют, музыка и почитание Святого Иосифа и Святой Покровительницы всех беззащитных. Организаторы праздника фальяс - представители комиссий - берут на себя обязательства по установке в предписанные дни кукольных композиций. Со временем большинство таких комиссий привнесло в праздник элементы валенсийской культуры, как, например, валенсийскую хоту, огонь "truc" и традиционную игру в мяч. На площади Валенсии в первой половине марта наряду с другими мероприятиями проводится коррида. Около сорока городков Валенсийского сообщества празднуют фальяс. К этому празднику жители начинают готовиться заблаговременно, сразу же после его окончания, то есть практически за год. Из картона и дерева сооружаются фигуры, представляющие различные явления социальной и повседневной жизни, едко высмеивающие человеческие пороки и добродетели. Фигуры обычно составляют композицию, где есть главный или же основной персонаж (ninots), вокруг которого группируются другие фигуры, все аккуратно изготовленные и раскрашенные в яркие цвета. Высота фигур также различна, некоторые из них могут достигать двадцати метров в высоту. Обычно их изготавливают в специальных мастерских или же в школах-студиях изобразительного искусства и мастерства. Но есть и немало любителей, которые создают небольшие по размеру фигурки своими руками в домашних условиях. Фигура-персонаж (ninot) вначале изображала мифологических героев и святых, но затем все больше приобретала значимость для изображения и высмеивания аристократии и буржуазии. И все это для того, чтобы обратить в пепел 19 марта, в день Святого Иосифа, когда праздник завершается огромным костром. Чтобы придать огню большую силу, фигуры одевают в настоящие одежды и костюмы, соответствующие размерам персонажей. Если вы хотите познакомиться с этапами праздника и зарождением его в народную традицию Валенсийского сообщества, то всегда можно посетить музей, который так и называется "Музей Фальяс" ("Museo Fallero" по адресу Plaza de Monteolivete, 4). В нем представлена коллекция из фигур-персонажей, которые по всеобщему решению были признаны лучшими и посему освобождены от участи сгореть на костре. В наши дни, за месяц до начала фальяс, организуется выставка фигур-участников, посетители которой могут их увидеть во всей красе. Праздник, длящийся несколько дней, состоит из действий. С 1 марта начинается действо, носящее название "mascleta", во время которого проходит пиротехнический парад. Вечером и ночью раздаются взрывы салюта, миллионы огней освещают город, а воздух наполняется едким дымом. Люди спешат к средневековому замку - центру, откуда видно все на много верст. В настоящий момент для пиротехнического салюта задействована электронная техника и оборудование.
Следующий этап называется "La Ofrenda de Flores a la Virgen de
los Desamparados". Два дня посвящены цветам, которые приносятся в дар
Святой Покровительнице всех беззащитных. Площадь, названная в честь
этой святой, превращается в настоящий сад, в котором фасад базилики -
это узорный ковер из различных видов и сортов цветов, скрывающий ее
стены. Главной фигурой площади является 14-метровая фигура Святой,
выполненная из дерева и украшенная цветами: гладиолусами, гвоздиками,
цикламенами, лилиями и другими видами. Для самих валенсийцев и гостей
это один из самых любимых моментов. И действительно, по сравнению с
другими, этот праздник является одним из самых интересных и трудоемких
по своей подготовке. Жители наряжаются в национальную одежду ярких
цветов, расшитую разноцветными нитками. Главной гордостью валенсийцев
является их верность одежде, изготовленной по старинному традиционному
методу, а также драгоценностям. Женщины, девушки и маленькие девочки
облачаются в узорчатую шелковую ткань ручной работы, а ведь за день
можно изготовить только 20 сантиметров! Особого внимания заслуживают
украшения, которыми дополняют наряд: серьги, броши, цепочки, заколки
для волос, гребни и даже пуговицы. Они могут состоять как из камней:
жемчуга, кораллов и изумрудов, так и просто из обработанного стекла.
Недаром это великолепное костюмное сочетание производило неизгладимое
впечатление на многих великих путешественников, побывавших в Валенсии в
марте. В Испании для каждого определенного праздника есть кулинарный
гвоздь программы. Во время фальяс здесь царит вкус и запах пончиков,
которые называются bunuelos, основным наполнителем которых считается
шоколад. Пончики продают практически на каждой улице с самого рассвета
и до захода солнца. Продолжение берет на себя действо под названием "La Crema" - кульминация праздника, который отмечают 19 марта. Этот день является символом жертвоприношения того труда и ожиданий, которыми люди жили в течение всего года. Ровно в десять вечера начинается сожжение детских фигур, в полночь же Валенсия превращается в мир пламени и пепла. Гремят разноцветные салюты, звучит музыка, трещотки, повсюду не смолкает шум, раздаются аплодисменты, и людей переполняет грустное чувство прощания. Утро следующего дня начинается с тишины, лишь следы от огня вновь напоминают о уже прошедшем празднике. Впрочем, уже через несколько недель валенсийцы начнут придумывать новые проекты фигур для фальяс следующего года, и история начнется снова. Страстная неделя
Севильская ярмарка
В Средние века в Севилье проводилась ежегодная ярмарка животноводов. Ее
традиции были возобновлены в середине прошлого столетия с тем, чтобы
стимулировать развитие местной экономики. Однако, очень скоро ярмарка
из экономического, коммерческого мероприятия превратилась в местный
фольклорный праздник, праздник, на котором севилыды и андалусцы,
мужчины и женщины, появляются в типичных андалус-ских нарядах. Эти
костюмы и платья с одной стороны отражают характер традиционных занятий
здешнего сельского жителя (по мужскому костюму понятно, что он
принадлежит пастуху, животноводу), а женский наряд- это праздничное
одеяние. Ярмарка в Севилье проходит в конце апреля, после пасхи. Раньше
она длилась три дня и начиналась 18 апреля. В настоящее время
ярмарочное действо растягивается на шесть дней, из которых один обычно
совпадает с 18 апреля. В квартале Ремедиос перед ярмаркой появляется
целый город из временных павильончиков (casetas), они могут сооружаться
как-частными лицами, так и организациями. Среди последних могут быть и
аристократические теннисные клубы и рабочие профорганизации. В
павильончиках есть место для того, чтобы сидеть, есть и пить, петь и
танцевать. Среди них есть и такие, что не уступят хорошему ресторану,
танцевальной площадке или концертному залу. Как проходит день на севильской ярмарке? Утро и первая половина дня - это гу-ляние. Многие участники появляются в типичных андалусских костюмах верхом на лошадях или в экипажах и фаэтонах. Женщины блистают своими нарядами, мантильями, гребнями, украшениями. Некоторые из них сидят на лошадях сзади всадников-мужчин, другие - сами на лошадях в костюмах для верховой езды, еще больше их в экипажах. Андалусцы и гости ярмарки прогуливаются, знакомые приветствуют друг друга. Люди собираются кампаниями у стоек баров, в павильончиках, на перекрестках, у аттракционов и лотков. Беседуют, пробуют вино, обмениваются новостями, отдыхают. Во второй половине дня многие уходят на сьесту, ранний вечер -время корриды для взрослых и время детей в ярмарочном городке. Вечер и ночь на ярмарке -основное гуляние. Народ шествует по ярмарочному полю, поет и танцует в павильончиках и на улице, пьет местные вина - херес и мансанилью, развлекается и веселится. Играют оркестры, звучит дробь знаменитого фламенко, выступают знаменитые певцы - исполнители традиционных мелодий... И так, шесть дней подряд. С утра и до вечера, с вечера и до утра. Подробности: Phone +34 954 23 44 65 http://www.sol.com http://www.turismo.sevilla.org/paginas_en/portada.asp http://www.exploreseville.com/ Мавры и Христиане Один раз в году, в апреле 22, 23 и 24 , в тишайшем валенсийском городке Алькой случается война. Горожане, вооруженные топорами, пиками, ружьями и мушкетами, заполняют улицы и начинается настоящее светопреставление. Посмотреть на этот костюмированный бой стекаются любопытные со всей Испании.
Воюют" местные жители без малого двести лет. Правда,
началось все гораздо раньше, во времена борьбы испанцев и арабов. В далеком 1276
году на небольшую деревушку Алькой напало войско мавров под предводительством
Аль-Азрака. Битва была тяжелой, рыцари-христиане дрались отчаянно. Вооружившись,
кто чем мог, защищались и жители Алькоя. Но силы были неравными - арабское
войско оказалось огромным и хорошо обученным. Казалось, испанцы были обречены.
Если современный праздник в Алькое и отличается от средневекового, так это
только размахом - воюют целых три дня. Гости, приехавшие в город, получают
программки, как в театре, в которых все расписано по минутам. "Разминаться"
местные жители начинают накануне вечером. Мужчины, надев свои лучшие деловые
костюмы, и вставив в зубы огромные сигары, выходят на улицы демонстрировать свою
удаль. Сигара неотъемлемый атрибут действа. Спросите у любого воина - зачем? Он
затруднится с ответом: так принято, это традиция, с которой не справится даже
самая мощная антиникотиновая кампания. Встав в шеренги, мужчины проходят по
улицам города, как бы репетируя завтрашнее шествие. Следом за капитаном в город входят боевые отряды горожан, каждый в своей форме и собственным оркестром, причем немалым. Поражаешься, откуда в маленьком городке такое количество музыкантов! Огромные барабаны задают ритм шествию, а резкие звуки "дольсайна" (небольшие трубы) зовут к победе. Усталому барабанщику на ходу перевязывают стертые руки, а он при этом не перестает играть ни на секунду. Во главе филы командир победоносно размахивает жезлом и приветствует зрителей. За ним, прижавшись плечом к плечу, идет шеренга самых лучших воинов. С балконов летят конфетти, которое мешками принято рассыпать на головы участников. Замыкает шествие христиан знаменосец со своей не менее пышной кавалькадой. Еще совсем недавно участие слабого пола в шествии не приветствовалось. Правда, сейчас для дам сделали послабление, и они на равных участвуют в празднике. В капитанском шествии почтенные горожанки изображают рабынь, наложниц в гаремах, танцовщиц. А вот для детей никаких ограничений нет, в том числе и возрастных. Крохотных младенцев одевают в такую же форму как у взрослых и везут по улицам на колясках и повозках. Настоящий воин должен нюхать порох с пеленок! Вот только вместо обязательной сигары изо рта у ребенка торчит "чупа-чупс". Мимо трибун до самого позднего вечера с небольшим полуторачасовым перерывом на сиесту нескончаемым потоком движутся христиане и мавры. Мавры во главе со своим капитаном входят в город после обеда. Их наряды по-восточному красочны и богаты. Но все-таки больше всего поражает не изящество дорогих костюмов, не гремящая музыка, не дикие звери в клетках, а масштаб действа. Кажется, что на улицы вышел весь город. На следующий день в празднике наступает передышка. Пока в местном соборе служат молебен в честь Святого Георгия, мирные жители, не играющие в войну, спешно покидают город. Потому что третий день битвы - решающий и ужасно шумный. Мавры и христиане вступают в последний бой: палят изо всех орудий и мушкетов, крепость переходит от одних войск к другим. Шум и грохот стоит такой, что не выдерживают барабанные перепонки. За один день военных баталий горожане умудряются израсходовать 4,5 тонны пороха! Как и положено, в разгар боя на площади появляется на белом коне сам Святой Георгий. А что бывает дальше, вы уже знаете. Война заканчивается победой христиан, но современных мавров это совершенно не огорчает. Смешавшись в толпе, они все вместе расходятся по барам, чтобы выпить за победу под залпы фейерверков. А заодно обсудить детали будущей битвы, ведь до нее остается не так много времени - всего один год. Томатное сражение Ла Томатина (La Tomatina) в Буньоле http://en.wikipedia.org/, http://www.latomatina.es/ Главное - спокойствие. Это не море крови и не фоторепортаж, пропагандирующий свальный грех. Знакомьтесь, Томатина, один из самых популярных и посещаемых испанских праздников, известный на весь мир. Хотите заполучить в лоб спелым помидором? Нырнуть в лужу с томатным соком? От души поплавать различными стилями в кроваво-красной реке? Значит, эта фиеста для вас, не пропустите - каждую последнюю среду августа тонны помидоров и помидороманы со всего света ждут встречи с вами. История вопроса Существуют различные версии возникновения этого популярного праздника. Некоторые историки, например, утверждают, что Томатина зародилась в результате "шутки", которую группа друзей решила сыграть с местным алькальдом, явившимся на рынок городка Буньол, играя на каком-то музыкальном инструменте. Делал он это настолько плохо, что жители, находившиеся на площади, стали хватать помидоры с лотков и швырять в неумелого музыканта. Постепенно в томатное побоище втянулись все присутствующие. Более правдоподобная история утверждает, что все началось лишь в 1945 году, когда тогдашняя молодежь собралась на городской площади во время праздничного парада, в котором традиционно участвовали "гиганты" - участники, несущие над головой огромные человеческие фигуры, а сами скрывающиеся в их одеяниях. Группа молодых людей, желая выделиться из толпы, начала толкать "гигантов". Один из ряженых "гигантов" упал, а когда с трудом поднялся, начал колотить всех, кто попадался под руку. Завязалась потасовка. Действие происходило в районе лотков с овощами и дерущиеся использовали помидоры в качестве метательных снарядов, пока силы правопорядка не разогнали драчунов. Взаимные обиды не забылись, и на следующий год снова в последнюю среду августа драчуны собрались в том же месте, чтобы продолжить разборку. На этот раз помидоры они принесли с собой, чтобы не платить за испорченный товар, как год назад. И снова в воздухе летали помидоры, пока силы правопорядка не остановили "побоище". В последующие годы власти постоянно пытались не допустить то, что в народе уже получило название "день Томатины", но тем или иным способом с тех пор томатное побоище проводилось. В 1950-м году власти Буньола не препятствовали проведению "праздника". А еще через год некоторые из участников Томатины были задержаны полицией и препровождены в городскую тюрьму. Но горожане стали настолько активно выражать свой протест, что задержанные вскоре были освобождены. Под напором жителей праздник наконец-то был официально разрешен властями. С тех пор с каждым годом в празднике участвовало все больше народа, и о Томатине узнали в других местах. Год от года развлечение стало заходить все дальше и дальше, участники уже не ограничивались лишь бросанием помидоров друг в друга, а стали также обливаться водой, кидать "неприятелей" в фонтаны, а также атаковать людей, которые не участвовали в побоище, а лишь наблюдали за происходящим. Естественно, что среди пострадавших зрителей нередко оказывались и весьма влиятельные персоны. И снова власти города запретили Томатину, а нарушителям пригрозили крупными штрафами и даже тюремным заключением. Горожане были настолько расстроены тем, что в 1957 году Томатина не могла быть проведена, что организовали многолюдную манифестацию, которую назвали "Похороны помидора". В центре процессии шла группа юношей, несущих гроб с огромным помидором, а возглавлял шествие оркестр, игравший похоронные марши. Начиная с 1959 года под давлением жителей Буньоля муниципалитет вновь разрешил проведение Томатины, но при обязательном соблюдении определенных правил, одним из которых являлось, например, начало и конец праздника по специальному сигналу. Было категорически запрещено швырять помидоры до начального сигнала и после завершающего. Еще одной ключевой датой в истории Томатины является 1975 год, начиная с которого организацией праздника стали заниматься монахи ордена Святого Луиса Бертрана, покровителя города Буньол, которые начали поставлять помидоры для праздника (до этого горожане приносили помидоры из дома). С 1980 года организацией и снабжением праздника стал заниматься муниципалитет города, и с каждым годом стало возрастать количество тонн раскиданных помидоров и число участников побоища, которые начали приезжать со всех концов планеты. Удивительно, но огромное и с каждым годом возрастающее количество участников Томатины до сих пор не породило ни одного серьезного инцидента. Постоянные участники и почитатели популярного праздника должны быть благодарны горожанам Буньола, которые в те далекие годы боролись с косностью властей и своей настойчивостью и жизнелюбием добились того, что Томатина дожила до наших дней в том виде, как она есть: веселый незабываемый многолюдный праздник. Не следует думать, что народ съезжается со всего мира с единственной целью - от души покидать помидоры друг в друга. Праздник длится целую неделю и в его программу, помимо 12-тичасового томатного побоища, входят также выступления многочисленных музыкальных коллективов, танцы, фейерверки и другие мероприятия. Итак, Томатина проводится в городке Буньол, расположенном в 50 км от Валенсии. Кульминация праздника - томатное побоище - прошло в среду, 27 августа. ПРАВИЛА Каждому участнику Томатины необходимо знать и соблюдать следующие правила, установленные организаторами праздника: # Нельзя приносить с собой бутылки и любые предметы, способные привести к несчастному случаю. # Нельзя рвать майки на участниках праздника. # Перед тем как швырнуть помидор, его следует раздавить, чтобы не травмировать кого-нибудь. # Следует соблюдать осторожность и уступать дорогу грузовикам, подвозящим помидоры. # После второго сигнала следует немедленно прекратить кидать помидоры. КАПЛЯ ДЕГТЯ Собирающимся на Томатину впервые следует отдавать себе отчет в следующем. Ни один праздник в Испании не обходится без непрерывных возлияний. Проносить на побоище бутылки запрещено, но праздник проводится на городской площади и никто не мешает участникам на время покинуть поле битвы и подкрепить свои силы и боевой дух в близлежащих улочках и переулках из заранее припрятанных запасов. В испанских городах общественных туалетов нет, большинство баров и ресторанов города на период побоища закрывается в целя | |||||
Просмотров: 3830 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |