Главная » Статьи » О Испании » Испания |
сайт правительства Каталонии ИСПАНИЯ. Во 2 тыс. до н. э. на Средиземноморском побережье Пиренейского полуострова основали свои колонии финикийцы и греки, в то время как центральная часть территории была заселена иберийскими и кельтскими племенами. К 3 в. до н. э. большая часть территории полуострова оказалась под властью Карфагена. В 209 г., потерпев поражение во второй Пунической войне, карфагеняне уступили полуостров римлянам, которые правили здесь до 5 в. - до нашествия вандалов и вестготов. В 711 г. мавры пересекли Гибралтарский пролив и захватили большую часть Пиренейского полуострова. Испанские христиане бежали в отстоявшие свою независимость королевства, расположенные на севере и западе полуострова, а остальная территория попала под господство Дамасского халифата. В 756 г. на Пиренейском полуострове возник независимый от Дамасского халифа эмират Кордоба, который позже развился в халифат Кордоба, достигший наибольшего расцвета в 10 в. В 11 в. мусульманская Испания распалась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 г. наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастильи и других испанских королевств. Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 г. в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 г. (освобождение Гранады). Испанское королевство достигло своего расцвета в 16 в. с расширением колоний в Южной и Центральной Америке и захватом Португалии в 1580 г. Однако уже в 17 в. Испания стала терять свои территории - Португалию в 1640 г., Нидерланды в 1648 г., а в 1659 г. уступила Франции провинции Артуа и Русильон. Освободив страну от наполеоновских войск в начале 19 в., испанцы в то же время потеряли почти все свои колонии в Южной и Центральной Америке. 19 в. отмечен в Испании борьбой между сторонниками абсолютной власти и либералами, поддерживавшими королеву Изабеллу, которая взошла на трон в 1854 г. В 1923 г. в результате государственного переворота в стране была установлена диктатура, а в 1931 г., когда Испания была провозглашена республикой, король Альфонс XIII, не отрекшись от трона, покинул страну. После прихода к власти в 1936 г. Народного фронта в стране разгорелась гражданская война, которая закончилась установлением в 1939 г. фашистского режима Франко. В 1975 г. после смерти Франко в Испании была восстановлена конституционная монархия. В 1976 г. в стране была введена парламентская система, а в 1978 г. - принята новая конституция, в которой был закреплен окончательный разрыв с франкизмом. Многие бывшие франкисты стали социалистами и социал-демократами, а бывший генеральный секретарь профашистского «Национального движения» А. Суарес стал при новом режиме председателем партии Социально-демократический центр (СДЦ) и возглавил правительство реформ. Его политику вскоре стали называть «новой реконкистой», а главным ее вдохновителем - короля Испании Хуана Карлоса.Выполнив роль переходного правительства, А. Суарес уступил в 1977 г. власть испанским социалистам, во главе которых стоял в то время известный политический деятель Фелипе Гонсалес. Ему удалось собрать воедино все организации социалистического толка и преобразовать их в единую Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП), которой суждено было окончательно вывести страну из затяжного кризиса и превратить ее в современное европейское государство. На досрочных парламентских выборах 1989 г. абсолютное большинство голосов получила ИСРП (176 мандатов из 350), хотя это уже было серьезное предупреждение о возможном поражении на следующих выборах. Даже потеря одного мандата грозила ИСРП утратой заветного большинства в Кортесах. В целом же партия социалистов потеряла на этих выборах более 800 тысяч голосов и 8 депутатских мандатов по сравнению с выборами 1986 г. В качестве причин такого положения обычно приводят непоследовательность социалистов в проведении своей политики, невыполнение многих предвыборных обещаний и протестом профсоюзов против социальной стратегии ИСРП. Большого успеха на этих выборах добилась коалиция левых сил под названием «Объединенные левые» (ОЛ), куда вошли коммунисты, Партия социалистического действия, Прогрессивная федерация, левые республиканцы и другие политические организации левого толка. Объединенные левые увеличили свое представительство с 7 мандатов до 17 и стали третьей политической силой в стране. В марте 1996 г. на выборах в Кортесы ИСРП во главе с Ф. Гонсалесом потерпела сокрушительное поражение, а в лидеры неожиданно вырвалась правоцентристская Народная партия (НП), получившая 38,79% голосов (ИСРП – 37,83%.). Лидер НП Хосе Аснар сформировал первое несоциалистическое правительство за последние почти двадцать лет. С тех пор НП регулярно подтверждает свою репутацию одной из самых популярных партий в стране. Некогда влиятельная компартия Испании получила чуть более 10% голосов. Именно тогда социалисты и Объединенные левые, большинство из которых составляют бывшие коммунисты, стали подумывать о создании предвыборного блока с целью победы на очередных парламентских выборах. Таким образом, впервые в истории постфранкистской Испании стал возможным союз всех левых сил. «Настало время, - заявил лидер ИСРП Хоакин Альмуния, - сгладить наши разногласия и сделать упор на наши общие цели с тем, чтобы победить правых на предстоящих выборах». Важнейшей проблемой нового правительства стали проблемы социально-экономического развития страны и борьба с сепаратизмом и терроризмом. Причем если первая задача решалась довольно успешно, то другая превратилась в нескончаемую головную боль, устранить которую не удалось даже совместными усилиями всех политических партий. Радикальная организация басков ЭТА («Свободная родина басков») незадолго до этого объявила о возобновлении вооруженной борьбы за полную независимость Страны Басков, что создает обстановку политической нестабильности в стране и нарушает выполнение многих социально-экономических программ. Сейчас уже ясно, что баскские, каталонские и другие националисты станут главным препятствием для реализации весьма амбициозной программы Х. Аснара. Баскские сепаратисты постоянно напоминают о том, что не приемлют никаких силовых приемов решения их проблемы и будут продолжать борьбу за полное отделение от Испании. За период с 1968 г., когда сепаратисты ЭТА объявили войну центральным властям Испании, они двенадцать раз объявляли перемирие и столько же раз нарушали его, а в стране за 33 года «вооруженной борьбы» от рук террористов погибло более 1800 человек, причем большинство жертв принадлежало к правоохранительным органам Испании и Страны Басков. Столь же значительные потери понесли и террористы. Только за последние годы они потеряли около 50 человек убитыми, а более 600 из них оказались за решеткой. В 1999 г. правительство Народной партии установило первый контакт с руководством ЭТА, которая уже много лет борется за создание независимого государства на территории 3 испанских и 2 французских провинций. Однако этот первый опыт не дал желаемых результатов. Правительство развернуло жесткую и бескомпромиссную борьбу с сепаратистами и террористами, а последние, в свою очередь, перешли к тактике массового террора и наводят ужас на население Испании. Вскоре после этого коалиция «Эускал Эрритаррок» (политическое крыло сепаратистской организации ЭТА) вновь объявила о своем решении бойкотировать всеобщие выборы и настаивает на проведении «альтернативных» выборов в восьми провинциях Испании и Франции с целью избрания «учредительного собрания Страны Басков». Против подобного проекта выступили не только политические партии самой Испании, но и многие политические силы Страны Басков, включая Баскскую националистическую партию (БНП). Так, например, пресс-секретарь БНП Х. Эгибар заявил в столице Страны Басокв г. Бильбао, что этот план просто «нереальный» и грозит серьезными проблемами в отношениях с соседней Францией. При этом он, однако, подчеркнул, что нужно продолжать поиски мирного решения проблемы и договариваться о реальном политическом будущем Страны Басков. В августе 2000 г. по всей Испании прошли массовые демонстрации и митинги протеста против террора, развязанного баскскими сепаратистами и боевиками ЭТА. Одновременно правоцентристское правительство Х.. Аснара заявило, что готово начать широкое обсуждение проблемы сепаратизма со всеми оппозиционными силами страны, представленными в Кортесах. Многие наблюдатели расценили этот шаг как отказ от проводимой ранее политики жесткого давления на националистов, и в особенности по отношению к боевикам ЭТА. А за неделю до этого министр внутренних дел Испании в очередной раз заявил, что правительство не пойдет на диалог с руководством Баскской националистической партии до тех пор, пока оно не отмежуется от радикалов из партии Эрри Батасуна (политическое крыло боевиков ЭТА). В 1998 г. сепаратисты ЭТА объявили «долговременное перемирие» с центральными властями, однако в декабре 1999 г., когда Мадрид отказался пойти на очередные уступки радикальным националистам, боевики ЭТА возобновили вооруженную борьбу за отделение от Испании и развязали в стране неслыханную кампанию насилия, в результате которой только за 1999 г. погибло 11 человек. В этом же году региональное правительство Страны Басков, сформированное БНП и небольшой партией умеренных националистов Эуско Алкартасуна (ЭА), настойчиво отражало натиск своей оппозиции, включая сепаратистов ЭТА и центрального правительства Испании, которые попытались свалить баскских националистов и привести к власти оппозиционные силы в лице Народной партии (НП) и Социалистической партии Эускади (СПЭ). Противостояние различных политических сил в Стране Басков заметно усилилось к концу 2000 г. в преддверии очередных региональных выборов. Как и предполагалось, победу на выборах в мае 2001 г. одержала Баскская националистическая партия, сохраняющая власть с 1979 г. БНП получила 33 депутатских мандата, а ее главные соперники – ИСРП и НП – только 32. При этом лидер БНП Хуан Хосе Ибарретче заявил, что баски «проголосовали за мир, надежду и диалог» и отвергли насилие и террор. Опираясь на результаты выборов лидер БНП также заверил избирателей, что не станет искать поддержки партии Эускал Эрритаррок (ЭЭ) для формирования нового правительства и вообще перестанет поддерживать какие бы то ни было контакты с радикально настроенными политиками. Тем временем свои услуги в деле урегулирования положения в Стране Басков предложил Ватикан. Святой престол уже давно предлагает Мадриду услуги посредника в деле поиска мирного решения конфликта, но до сих пор правительство Х. Аснара отказывалось от подобных предложений. И на этот раз инициатива Ватикана не вызвала в Мадриде особого энтузиазма. Х. Аснар заявил, что предложение Ватикана не имеет особого значения, так как центральное правительство выступает против какого бы то ни было диалога с сепаратистами ЭТА. Действительно, в момент, когда испанское правительство усиливает полицейские акции против боевиков ЭТА и пытается вызвать политический кризис в Стране Басков, чтобы отстранить там от власти националистов, предложение Святого престола явно идет вразрез с политикой испанского правительства. Ватикану пришлось срочно отзывать свою инициативу и доказывать, что никаких посреднических услуг он Испании не предлагал. В феврале 2000 г. в Испании была совершена целая серия террористических актов, в результате которых погибли один из лидеров местного отделения Социалистической партии и его телохранитель. А чуть раньше в самом центре Мадрида боевики ЭТА убили армейского полковника, что вызвало возмущение всех жителей испанской столицы. «Мы не поддадимся на шантаж террористов», - заявил Хосе Аснар после этих событий. Не ослабевают националистические настроения и в Каталонии – самой богатой и густонаселенной провинции Испании, которая пользуется гораздо более широкой автономией, чем Страна Басков. Доход на душу населения здесь на 25% выше, чем в среднем по стране и поэтому уже более 20 лет у власти в Каталонии находятся лидеры Националистической партии «Конвергенция и Союз Каталонии (КСК). Победа на выборах дает националистам возможность продолжать политику мощного давления на центральное правительство с целью добиться более широких прав и получить больше денег из национального бюджета в обмен на поддержку правящей партии в парламенте. На региональных выборах в октябре 1999 г. вновь победили националисты из партии КСК, которая получили 56 депутатских мандатов в 135-местном парламенте и, судя по всему, будет будоражить общественное мнение своими националистическими лозунгами, что предвещает нелегкую жизнь правительству Х. Аснара. Правящая Народная партия Х. Аснара и оппозиционная ИСРП неоднократно пытались найти общий язык и выработать совместную программу противодействия сепаратистам, но только в декабре 2000 г. между ними было достигнуто Соглашение о совместных действиях против баскских террористов и других националистов Испании. Лидеры обеих партий заявили, что сделают все возможное, чтобы раз и навсегда покончить с терроризмом и сепаратизмом на испанской земле. В феврале 2000 г. в Испании развернулась ожесточенная предвыборная кампания по подготовке к предстоявшим в марте всеобщим выборам в Кортесы. С самого начала лидерство в этой борьбе захватил премьер-министр страны Хосе Аснар, бессменный лидер (НП), рассчитывающий увеличить представительство своей партии до 42%. Против правящей партии выступили социалисты и коммунисты, заключившие пакт о единстве действий. Это заметно усложнило предвыборную борьбу правящей НП, так как объединенные усилия двух левых партий могут привлечь к себе внимание баскских и каталонских националистов, а это грозило Народной партии значительной потерей голосов. В случае победы левых сил, новое «прогрессивное правительство» мог бы сформировать лидер ИСРП Х. Альмуния. Вполне понятно, что в этих условиях социалисты вынуждены были включить в свою программу некоторые требования коммунистов, такие, например, как введение 35-часовой рабочей недели, повышение на 12% минимальной зарплаты, которая должна составить 77 тыс. песет (около 470 долл.), уравнение минимальной пенсии с минимальной зарплатой, отмену проводимой правительством НП налоговой реформы, пересмотр результатов слишком поспешной и несправедливой, по их мнению, приватизации, экспроприацию приобретенного коррумпированными чиновниками имущества и т.д. Коммунисты, в свою очередь, пошли на некоторые уступки социалистам и согласились с ними относительно участия Испании в НАТО. При этом только вопрос о необходимости жесткой борьбы с терроризмом не вызвал никаких расхождений у лидеров единого предвыборного блока. Правительство Х. Аснара подсчитало, что выполнение всех требований объединенной оппозиции обойдется Испании чуть ли не в 20 млрд. долларов, что может серьезно подорвать только вставшую на ноги национальную экономику. Что же касается предвыборной программы НП, то она предусматривала сокращение безработицы, составляющей более 15% трудоспособного населения, снижение налогов и увеличение выделяемых на социальные нужды средств и другие меры. В результате состоявшихся 12 марта этого же года парламентских выборов, правящая НП одержала убедительную победу над блоком левых сил и заручилась поддержкой 202 депутатов, что дало ей абсолютное большинство мест в парламенте. А на первом заседании нового кабинета Х. Аснар фактически подтвердил свои предвыборные обещания обеспечить полную занятость к 2001 г., а также в кратчайшие сроки покончить с терроризмом. Была также разработана программа повышения жизненного уровня населения, подушевой доход которого заметно поднялся в последнее время, но все еще составляет лишь 80% от среднеевропейского. При этом, несмотря на значительный экономический рост, составивший в 1999 г. 3,8%, то есть выше, чем в других странах ЕС, почти 40% испанцев находятся на уровне бедности и требуют значительной финансовой помощи. Начиная с 1996 г., правительство Аснара приватизировало 43 бывших государственных компании, из которых более половины относятся к наиболее крупным в стране. Однако эта политика привела к тому, что назначенные правительством руководители приватизированных предприятий мгновенно превратились в крупнейших в стране олигархов-мультимиллиардеров, что вызвало резкий протест ИСРП и многих других политических партий против доктрины беспредельного экономического неолиберализма, которая привела к серьезному расслоению всего испанского общества. Правда, правые весьма резонно отметают все эти обвинения, заявляя, что именно правившее до 1996 г. правительство социалиста Ф. Гонсалеса довело страну до такой разрухи, что сейчас приходится срочно проводить непопулярные социально- экономические реформы. Разумеется, консервативное правительство Х. Аснара оказалось более эффективным, чем социалистический кабинет Ф. Гонсалеса. Ему удалось добиться не только политической стабильности в стране, но и, что более важно, весьма существенного экономического оживления, в результате чего уровень безработицы в Испании сократился за годы его правления с 25% до 15%, а самые бедные слои населения получили заметные прибавки к своим пенсиям и пособиям. Но получилось так, что правоцентристское правительство Х. Аснара вынуждено было проводить более левую политику, чем все левые правительства социалистов Ф. Гонсалеса. Поражение на выборах 2000 г. вызвало внутрипартийный кризис ИСРП, численный состав которой превышает 400 тысяч членов. На завершившемся в июле этого года ХХХУ съезде партии разгорелась острая дискуссия по поводу недавних неудач, в результате которой победу одержал самый молодой из активистов ИСРП Хосе Луис Сапатеро. Его кандидатуру поддержало большинство членов партии и он стал новым Генеральным секретарем ИСРП. Причем в секретариат партии был избран бывший лидер партии и опытный политик Ф. Гонсалес, который отказался возглавить партию в столь трудный момент. Несмотря на свой огромный авторитет в стране и за рубежом, он с 1997 г. решительно отказывается занимать руководящие посты в ИСРП и вместе с тем не предпринимает попыток организовать внутрипартийную оппозицию. В связи с этим левые в Испании вновь вспомнили старый лозунг: «При Франко мы были лучше – мы были против и знали, что правы». Подлинной сенсацией стали в Испании данные, приведенные председателем Комиссии ООН по народонаселению, в соответствии с которыми Испания должна широко открыть двери для иммигрантов, если, конечно, хочет сохранить для своих детей и внуков те социально-экономические завоевания, которыми стала пользоваться в конце 90-х гг. Сейчас Испания испытывает острую нехватку рабочей силы, особенно в строительстве, аграрном секторе и домашних услугах. Для этого она должна принять и обеспечить жильем и работой до 2050 г. более 20 млн. иностранцев, то есть расширить ныне существующую квоту на въезд в страну с 30 тысяч человек в год до 240 тысяч. В противном случае население страны, которое сейчас составляет 39,6 млн. человек, к указанному периоду в будущем сократится до 30 млн., а средний возраст испанца будет равняться 54 годам, что на 16 лет выше среднего по всему миру. А из этого следует, что если сейчас на одного пенсионера в Испании работают 4-5 человек, что уже вызывает определенные трудности с финансированием социальных программ, то к середине ХХ1 века их будет только 1,7 человека, что грозит полным обвалом всей социально-экономической системы страны. Однако сейчас проблема нелегальных иммигрантов стала для правительства Испании настоящим бедствием. После смягчения иммиграционных правил в 1999 г. в страну хлынул поток иммигрантов из стран Магриба, Латинской Америки, Центральной Африки, а в последнее время и из стран Восточной Европы. Правительство делает все возможное, чтобы пресечь нелегальную иммиграции и даже разрабатывает планы сооружения «электронной стены» для предотвращения наплыва беженцев из-за рубежа. Однако все эти меры не приносят желаемого результата. Весьма значительные перемены произошли за последние годы во внешней политике Испании. Разорвав доминирующую в годы правления Франко международную изоляцию, Испания активно подключилась к решению международных проблем и постаралась выйти за пределы традиционных отношений с НАТО, ЕС, США и странами Латинской Америки. Премьер-министр Х. Аснар совершил поездку по странам Азии, посетил в 1999 г. Россию и благожелательно принял у себя президента России В. Путина ( июль 2000 г.). В ходе последней встречи стороны констатировали, что Испания занимает 7-е место среди стран ЕС по капиталовложениям в российскую экономику, хотя резервы сотрудничества между двумя странами далеко не исчерпаны. После кризиса 1998 г. испанские инвестиции сократились до 1,7 млрд. долларов, что не отвечает взаимным интересам обеих стран. Важное место во время переговоров было уделено проблемам терроризма вообще и международного в частности. У обеих стран есть немалый опыт борьбы с терроризмом, а различия в реализации тех или иных антитеррористических задач касаются в основном тактики применения соответствующих средств. Испания решительно выступает против таких операций, которые приводят к гибели мирного населения и массовых разрушений городов и сел. Кроме того, испанский премьер-министр ясно дал понять президенту России, что не видит будущего ЕС без России, а российский президент выразил готовность всемерно способствовать повышению международного статуса Испании | |
Просмотров: 1681
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |